17.03.2009 02:00
Власть

Леонид Радзиховский: Мы себя за волосы из нефтяного болота не вытянем

Текст:  Леонид Радзиховский (политолог)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4868)
Читать на сайте RG.RU

Главная политическая тема, несомненно, новая "разрядка" с США. По крайней мере на время: "Весна идет - весне дорогу! И даже пень в апрельский день..." Ох, многие политологические пни зальются пиар-жаворонками. Но в том-то и беда, что наши отношения с США ВО МНОГОМ СВОДЯТСЯ ТОЛЬКО К ПИАРУ.

Очень хорошо, если народ хотя бы временно перестанут отуплять наркотиком "антиамериканизма". Не ради Америки - ей это так же безразлично, как мне, скажем, безразлична сама Америка. Это хорошо только ради нас - лучше без крайней необходимости не дурить людей: "...если в кране нет воды - значит выпили ОНИ".

Но пиар - СОТАЯ по значению наша проблема в отношениях с США. Главная же наша проблема состоит прежде всего в том, что мы: а) не понимаем, чего нам хотеть от США; б) не понимаем, насколько для нас КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫ отношения с США; в) подставляем вместо реально важнейших и очень трудных проблем КВАЗИПРОБЛЕМЫ, куда более легкие для нас, но куда менее важные.

Грубо говоря, мы играем с США на ИХ поле, по ИХ правилам, отвечаем им на те вопросы, которые интересны ИМ. Играем с ними в "американский футбол", а не в нормальный "наш" футбол.

Что я имею в виду? Я имею в виду повестку наших переговоров. СНВ-2. ПРО. Иран. Афганистан. На сладкий десерт - Украина, Грузия.

Важные темы? Смотря для кого. Смотря когда. Смотря с чем сравнивать. Военная безопасность и высокая геополитика! Большой Императорский балет... Пыльные бутылки с благородными напитками, оставшиеся на столе со времен геополитических пиров двух сверхдержав. Повестка такая, что, как говорится, "вспомнить приятно"! В ходе ТАКИХ переговоров мы опять ощущаем себя той же самой сверхдержавой. Ощущаем справедливо - ведь в военной, точнее, ракетно-ядерной области мы и правда остались сверхдержавой, единственной наряду с США.

Да, "в ракетно-ядерном смысле" мир по-прежнему стоит на двух китах - США и СССР. То есть - США и РФ, конечно... Но, увы, все остальное, за пределами зала переговоров, изменилось. И мы отлично знаем, НАСКОЛЬКО изменилось. В этой ситуации важны для нас вопросы безопасности, геополитики и т.д.?

Разумеется, важны. Но - и это первое утверждение, как говорил генерал Хейг: "Есть вещи поважнее, чем мир". Особенно это верно, если миру-то ничто всерьез не угрожает.

А оно и правда не угрожает.

Столько-то у нас и у них будет боеголовок или столько-то, будет это злосчастное ПРО или не будет, будет базирование наземных ракет за пределами территории США или не будет, но вот миру и правда ничто ВСЕРЬЕЗ не угрожает. Не спорю - все эти темы реальны, важны... Но вот только термоядерной войны между Россией и США, между Россией и НАТО не будет. Потому что НЕ МОЖЕТ БЫТЬ. А не может быть, потому, что НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИ-КО-ГДА. И, в общем-то, все - дипломаты, лидеры, даже военные - это ПРЕКРАСНО ЗНАЮТ. И когда ведут переговоры и когда составляют планы "отражения агрессии Потенциального Противника". И когда улыбаются, и когда угрожаются.

Все знают: никто, ни руководители РФ, ни руководители США не пойдут на гарантированное радиоактивное самоубийство. Ну, вот так же, как не станут политики, дипломаты, генералы есть радиоактивный плутоний или "пить тяжелую воду". Это значит, что надо, несомненно, "держать водородные бомбы и ракеты сухими", но не стоит преувеличивать реальное "судьбоносное значение" этих переговоров, этой "игры в ракетный бисер".

Теперь - что касается геополитики. Тут темы более живые, чем в вопросах военной безопасности. Для США важно "оторвать" нас от Ирана. А для нас важно не терять отношения с Ираном, но и не зарваться до такой степени, чтобы РЕАЛЬНО помочь уважаемым иранским аятоллам завладеть ядерным оружием. Нет, конечно, и они термоядерную войну не начнут - ПОЧТИ наверняка. Но проверять меру этого "почти" не хотелось бы. Да и вообще слишком большие амбиции слишком агрессивного соседа нам не слишком нужны.

Грузия, Украина, СНГ... Важные темы. Как для США важны Венесуэла и Куба, скажем.

На этой "большой шахматной доске" возможны разные размены фигур. Правда, надо помнить, что эти "фигуры" могут САМОСТОЯТЕЛЬНО двигаться, абсолютизировать роль "международных гроссмейстеров" из Вашингтона или Москвы не стоит. Жесткие схемы управления нынче из моды вышли - технология устарела. Гибкое управление, мягкая сила... "На Украине нет "проамериканских" политиков. На Украине нет "пророссийских" политиков. На Украине - украинские политики" (В.В. Путин). Золотые слова!В общем, геополитика - вещь более реальная, чем военная безопасность, ибо тут возможны РЕАЛЬНЫЕ ходы, причем вполне острые.

Но надо помнить что: а) США нам на серьезные уступки в этих вопросах не пойдут, например, они считают, что мы не меньше их не заинтересованы в "ядерном Иране" и "победоносных талибах", а руководство Украины и Грузии они нам "не сдадут" хотя бы потому, чтобы не ронять свой авторитет; б) главное ДЛЯ РОССИИ - совсем не геополитика. Главное для США - экономика и социальная ситуация в США. Главное для России - экономика и социальная ситуация в России.

Но разница в том, что наша экономика ЗАВИСИТ от США. А их экономика от нас НЕ ЗАВИСИТ. Да, вот так несимметрично мир устроен. И изменить это в обозримом будущем не в наших силах. Так стоит ли этот факт - обидный факт, "несправедливый" факт, неприятный факт - просто игнорировать? США ведут с нами переговоры по той повестке, где их интересы реально пересекаются с нашими и отчасти ЗАВИСЯТ от нас. БОЛЬШЕ их в нашей стране ничего не интересует всерьез. И больше они ни о чем с нами и не говорят.

Мы ведем с ними переговоры по той же повестке - по важной ДЛЯ НИХ! Но НЕ ВЕДЕМ переговоров по важной ДЛЯ НАС повестке! Какая же повестка в отношениях с США ИСТИННО ВАЖНА для нас? Куда важнее "военной безопасности" и даже реальной геополитики? Экономика и ТЕХНОЛОГИИ. Вот что для нас имеет РЕШАЮЩЕЕ значение. Вот - проблема, которую мы или решим, или потерпим ИСТОРИЧЕСКОЕ поражение. Куда похуже для нас, чем испорченные отношения с Грузией... Национальный проект - "технологизация" России. Такой проект, такие проекты есть. Но они так проектами и останутся, если мы не войдем в "клуб высокотехнологических держав. Клуб, где США по-прежнему председатель. Это посерьезнее, чем ПОЛИТИЧЕСКИЙ G8. Мы себя за волосы из нефтяного болота не вытянем. США нам нужны, как Петру были нужны Голландия и Англия, а Сталину в годы индустриализации - США и Германия. Нам необходимы - десятки (или СОТНИ!) тысяч специалистов, которые будут учиться там, а работать здесь и там, технологическая кооперация, технологические мосты, миллиардные совместные проекты, доступ к их технологиям.

А иначе, продолжая жить по принципу "нефть - в обмен на все", с тысячами наших лучших студентов, каждый год мирно уезжающих в США "с концами", мы так и останемся "при наномечтах". Политика - концентрированная технология. Вот под этот принцип нам надо выстраивать отношения с США.

Только как же это сделать? Вот в чем ЦЕНТРАЛЬНЫЙ вопрос нашей политики. Я, разумеется, не знаю на него ответ. Но я знаю, что нам необходимо его для себя хотя бы сформулировать. А не просто вести переговоры с США по традиционным темам. "Высокие отношения..." Высокие темы сверхдержав. Перезагрузка Высоких Амбиций. Это приятно. Но приятное и полезное редко совпадают.

Позиция США