Министры финансов и глав центробанков "Группы 20" в прошедшие выходные подготовили повестку заседаний к апрельскому саммиту "двадцатки". Если сформулировать коротко суть российских предложений, то звучат они так: необходимо проводить согласованную макроэкономическую политику, определить границы поддержки национальных экономик, заняться реформированием международных финансовых институтов, сформировать глобальный стандарт и, наконец, задуматься об изменениях в мировой валютной системе.
Акцент апрельского заседания, считают в российском минфине, требуется сделать на достижении договоренностей по согласованию макроэкономической и бюджетной политики, построенных по принципу Маастрихтских договоренностей, действующих в рамках Евросоюза. Причем, отмечают в российском минфине, эти договоренности должны быть оформлены в виде документов, на основе которых страны группы старались бы соблюдать всеми согласованные параметры, скажем, по инфляции, государственного долга, дефицита бюджета. В документе должны быть четко прописаны такие вопросы, как введение разного рода санкций по отношению к странам, нарушившим утвержденные параметры, или же, как этот механизм будет работать. Поскольку в рамках ЕС он показал себя не очень эффективным, так как прецеденты, когда страны выбивались из утвержденных показателей, есть, однако реальных мер воздействия к "нарушителю" не применяется.
Исходя из этого, следующим шагом, пояснил корреспонденту "Российской бизнес-газеты" российский финансовый су-шерпа в "Группе восьми" Андрей Бокарев, станет создание организации, которая отслеживала бы соблюдение этих соглашений. Для этого не обязательно создавать какую-либо новую структуру, достаточно наделить новыми функциями Международный валютный фонд.
В этой связи Россия намерена вновь поднять вопрос о реформировании МВФ, так как проведенная год тому назад реформа по изменению системы квот в фонде практически не дала никакого результата. Как и прежде, страны Евросоюза, США и Япония могут провести практически любое решение в рамках МВФ. Самое главное из них - на каких политических условиях предоставлять кредиты странам-членам. Несколько стран с формирующимися рынками хоть и получили что-то при перераспределении квот (голосов), однако их доля столь незначительна, что не может никоим образом повлиять на решения. Да к тому же эти страны пока еще не выступают таким же единым фронтом, как США, Евросоюз и Япония.
К слову сказать, из-за кризиса сам фонд оказался в затруднительном положении, так как ему не хватает средств для оказания помощи всем нуждающимся. Решение об оказании 100-миллиардной помощи фонду уже приняла Япония. Страны Евросоюза также высказались за двукратное увеличение финансирования фонда - до 500 миллиардов долларов. "Что касается России, то если последуют какие-либо просьбы со стороны МВФ, мы их рассмотрим", - сказал Бокарев. Пока же Россия оказывает финансовую помощь своим ближайшим соседям, а также оказывает поддержку наиболее бедным странам мира. Сам фонд намерен в ближайшее время выпускать свои бумаги по аналогии с государственными ценными бумагами стран-членов, которые будут использоваться в том числе и как средства накопления.
В этой связи будет поднят и вопрос - поддержка национальных экономик. Сегодня практически все страны мира, включая Россию, приняли в той или иной мере стимулирующие меры по поддержке своих производителей, банковской и финансовой системы. В российском минфине считают, что нужно определиться, где проходит предельная граница этой помощи, так как ее чрезмерный объем может привести к существенному "перекосу" в будущем. Кризис не будет длиться вечно, а в нормальных условиях эти меры могут создать угрозу для экономической и финансовой стабильности. В частности, речь идет об увеличении государственного долга, дефицита бюджета, перекоса торгового баланса и т. д.
Не менее важно, отметил Бокарев, определиться по вопросам реформирования системы регулирования рынков, разработки новых стандартов отчетности и учета. В частности, речь пойдет и о создании Глобального стандарта, в рамках которого будут объединены все основные регулирующие нормативные акты, которые регламентируют деятельность разного рода организаций, включая хедж-фонды на национальном уровне. Сама идея по созданию Глобального стандарта была предложена более месяца тому назад итальянской делегацией в рамках финансовой восьмерки в Риме.
Введение единого стандарта как одного из рецептов против возникновения кризисных явлений в будущем очень важно, подчеркнули в российском минфине. Сегодня все финансовые рынки во всех странах регулируются исходя из принятых национальных норм и базируются на национальном законодательстве, что зачастую вступает в противоречие с международным характером инструментов и продуктов, присутствующим на мировом финансовом рынке. То же можно сказать и о деятельности самих регуляторов, так как зачастую используемые ими показатели и способы регулирования созданы по совершенно разным принципам.
И здесь в повестку дня должен быть включен, пожалуй, один из самых болезненных вопросов - раскрытие информации о деятельности компаний, размещаемых ими инструментах, предупреждения о возможных рисках. Причем эта информация должна стать доступной не только для участников рынка и рейтинговых агентств, но и для рядовых инвесторов. Причем последние должны четко знать, кто управляет теми или иными структурами, какова репутация руководителей или топ-менеджеров.
И, наконец, самый, пожалуй, долгоиграющий вопрос - преобразование валютно-финансовой системы в части расширения списка валют, которые могли бы использоваться при международных расчетах. Речь пока не идет о создании какой-то новой валюты, хотя об этом также будут говорить участники саммита большой двадцатки в апреле. Пока обсуждается именно переход от одной валюты к корзине. Однако вопрос о создании универсальной валюты также включен в повестку дня заседаний. Причем большинство министров финансов и глав Центробанков считают, что эмиссию международной валюты должно осуществлять не отдельно взятое государство, а международная организация. Россия не исключает возможности вернуться к идее использования СДР (расчетной единицы в рамках фонда) в качестве международного платежного средства.
Куда фонды прямых инвестиций собираются вкладывать деньги в России (графика)