17.03.2009 02:00
Экономика

В России началась масштабная переподготовка кадров

Началась масштабная переподготовка кадров
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Спецвыпуск: №0 (4868)
Читать на сайте RG.RU

Опережающая подготовка специалистов - приоритет правительства РФ на 2009 год названа. О том, как и кого будут готовить, "РГ" рассказала исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Елена Соболева.

Елена Николаевна, Национальный фонд подготовки кадров принимал активное участие в части нацпроекта "Образование" по созданию ресурсных центров на базе учреждений начального и среднего профобразования. Будет ли это направление развиваться дальше?

Сейчас у нас 243 учреждения, которые поддержаны в рамках нацпроекта. Это 5% от общего количества училищ и колледжей в стране. В последние 15 лет учреждения профобразования выполняли социальную функцию, туда шли трудные дети из неблагополучных семей. Но постепенно пришло понимание, что их выпускники будут востребованы на рынке труда, а предприятия самостоятельно задачу подготовки кадров решат. Эта проблема должна решаться с участием государства. Ресурсные центры стали единственной частью нацпроекта, где софинансирование со стороны бизнеса было равноценно вкладу государства. Если государство дает, допустим, 20 миллионов рублей, то практически столько же - не менее 20 миллионов - вкладывает и работодатель.

Проект по опережающей подготовке специалистов еще в зародыше. Но сейчас уже можно сказать, как это будет работать, какие деньги выделены под это?

Из 44 миллиардов рублей, которые выделяет государство на поддержку региональных рынков труда, примерно 25% пойдет на опережающее профессиональное обучение. Предполагается, что в регионах будут проведены конкурсы программ опережающей подготовки, в которых примут участие вузы, колледжи и корпоративные образовательные центры.

Можно предположить, какие направления подготовки будут в фаворе?

Направления будут ясны после того, как минобрнауки и минэкономразвития проведут оценку потребности экономики. Но уже сегодня понятно, что в металлообрабатывающей отрасли, к примеру, не будут востребованы рабочие физического труда. Будут нужны люди для работы на станках с ЧПУ - числовым программным управлением. Сегодня требуются рабочие со средним специальным образованием. Люди же, имеющие высшее образование, нужны, но уже в отраслях науки, производства инноваций.

Кто сможет проходить такую опережающую переподготовку? Люди с каким-то образованием или даже выпускники школ?

Самые разные люди. Если, к примеру, инженер общего профиля захочет получить специальные знания в области энергетики, или, наоборот, инженеру-энергетику потребуются знания из области высоких технологий, то такие программы переподготовки есть при высших учебных заведениях или корпоративных университетах. Но есть программы на базе профтехучилищ, для них достаточно иметь аттестат. Человек получает там рабочую квалификацию, "заточенную" под новые реалии рынка труда. Сегодня образование должно опережать потребности рынка труда. Пока у нас все наоборот. Работодатели твердят: нет людей, которые могут работать на наших станках.

Например, в Чебоксарском техническом училище - победителе конкурса нацпроекта - закуплены новейшие сталелитейные станки, полностью роботизированные. И теперь металлургические предприятия просят организовать на базе училища переподготовку своих рабочих.

Сейчас наступило время, когда дополнительное образование дает возможность человеку приспособиться к меняющемуся миру.

Неужели наступило такое время, когда люди с высшим образованием теряют свои преимущества?

Нет. Та интеллектуальная элита, которая производит инновации, в том числе в теоретической и прикладной науке, востребована всегда. Другое дело, что огромная часть людей с высшим образованием, в частности с гуманитарным, сегодня просто не находит себя. Хотя с точки зрения трудоустройства сегодня лучше быть инженерами средней квалификации.

Проблема в том, что выпускник колледжа или техникума до сих пор считается у нас "человеком второго сорта".

И здесь нас ждут перемены. За два года нацпроекта в училищах появился конкурс! Когда такое было?! А сейчас? Новолипецкое училище N 2: конкурс 4-5 человек на место. Магнитогорское металлургическое училище - конкурс 6 человек. И дело не только в нацпроекте. Работодатели поняли, что легче вложить деньги в образование, поднять его престиж и получить квалифицированных рабочих. В Татарстане, например, на Елабужском автомобильном заводе компании "Соллерс" начинающим рабочим платят зарплату порядка 17 тысяч рублей. А если у рабочего солидный доход, то его статус в глазах общества повышается.

Какие специалисты больше стремятся к переподготовке?

Лет 10 назад это были инженеры, которые стремились стать юристами, получив второе высшее образование. Но сегодня престиж инженерных профессий растет. В технические вузы поступить не так просто, как это было в 90-е годы. А еще сейчас не хватает топ-менеджеров - специалистов-управленцев высшего уровня.

Предприятия участвуют в образовательном процессе переподготовки?

Конечно. В конкурсе на дополнительные программы образования обязательно примут участие и корпоративные центры. Не все предприятия просто увольняют людей. Есть и такие, где нужно реконструировать устаревшую технологическую базу или закрыться. На период модернизации производства часть таких предприятий отправляет людей на переподготовку и затем их возвращают назад.

Когда можно ожидать запуска программы по опережающей подготовке?

Уже разработаны региональные программы по регулированию занятости, в которых значительное место занимает опережающая подготовка. Сейчас программы анализируются в минздравсоцразвития и в минобрнауки, осуществляется мониторинг их реализации. Параллельно с этим начнется очередной этап конкурса инновационных образовательных программ учреждений НПО-СПО в рамках нацпроекта. Будет отобрано еще около 80 ресурсных центров.

Какие перспективы вырисовываются на рынках, проще говоря - кого и чему нужно учить?

Если речь идет о строительном рынке - там происходит смена технологий. Например, появился монолитный кирпич - это совершенно новые принципы строительства и поэтому нужны новые специалисты. Что касается сельского хозяйства, то сейчас, например, закупаются современные комбайны, производительность которых в десять раз выше, чем у старых "Донов". Поэтому нужны люди, работающие именно на них, эти специалисты должны быть знакомы с новыми способами обработки растений и почвы.

Много нового в области горнодобычи, нефтяной промышленности, как и в машиностроении, металлообработке и металлургии.

Роботизация производственных процессов приводит к возникновению "безлюдных технологий". Но люди-то все равно нужны - управлять новейшими станками и компьютерами.

Занятость Образование