Ростовский завод по производству сельскохозяйственной техники "Ростсельмаш" вернулся к полной пятидневной рабочей неделе. В марте предприятие получило большой заказ и спустя почти три месяца после массовых сокращений вновь начало набирать работников. Сейчас готовится презентовать новую высокотехнологичную модель комбайна.
В декабре прошлого года из-за падения спроса на сельхозтехнику ростовское предприятие было вынуждено перейти на трехдневку и уволить 1,3 тысячи сотрудников. Завод почти вдвое сократил план производства - с 7,3 тысячи до 4,1 тысячи комбайнов и фактически работал на склад - все свободные площади были под завязку забиты уборочной техникой. В таком плачевном состоянии его и застал премьер-министр Владимир Путин, который специально прилетел в Ростов, чтобы провести совещание по поддержке отечественного сельхозмашиностроения.
Буквально через месяц после визита главы правительства "Ростсельмаш" ожил. Причин тому было несколько: во-первых, комбинированная ставка таможенной пошлины на импорт новых и подержанных зерно- и кормоуборочных комбайнов с середины февраля поднята с 5 до 15 процентов от стоимости ввозимой уборочной техники. При этом она была установлена на уровне не ниже 120 евро за киловатт мощности двигателя. Во-вторых, был наложен запрет на приобретение иностранной техники за счет бюджетных средств. Спрос на отечественную уборочную технику решено стимулировать и за счет кредитной поддержки российских сельхозпроизводителей - от небольших фермерских хозяйств до гигантских агрохолдингов.
- Годовой план производства недавно был увеличен на 12 процентов, - рассказала "РГ" сотрудник пресс-службы завода Татьяна Закаблукова. - Кроме того, оживление лизинговых операций обеспечило нам реализацию готовой продукции, накопившейся за предыдущие месяцы. Еще 25 миллиардов рублей Внешэкономбанк предоставил Россельхозбанку в качестве субординированного кредита на кредитование предприятий агропромышленного комплекса. Это дополнительно подстегнуло спрос на технику со стороны фермеров.
Возвращение производства к жизни вызвало необходимость кадрового пополнения. Руководство предприятия заявило о том, что нужно будет набрать 800 человек, в основном на рабочие специальности. Предпочтение будет отдаваться высококвалифицированным специалистам. Речь о возвращении тех, кто был уволен во время кадровой оптимизации прошлого года, не идет. На заводе подчеркивают, что большая их часть была "офисным планктоном", никак не занятым на реальном производстве.
- Меры, принятые Федеральным центром, были точечными и своевременными, - говорит генеральный директор компании Валерий Мальцев. - Сейчас, когда отдельные предприятия отрасли стагнируют, решая, останавливать конвейер или нет, мы работаем в полную мощность. На следующей неделе презентуем новый роторный комбайн 6-7-го класса мощности.
После визита Владимира Путина в Ростов "Ростсельмаш" был включен в федеральный список предприятий, которые могут рассчитывать на поддержку государства. Часть средств - 12 с половиной миллиардов рублей через систему "Росагролизинга", завод уже получил. Теперь ожидает вторую половину. Но не только в деньгах счастье отечественного сельхозмашиностроения. Лучшей помощью отрасли, по мнению Мальцева, стала бы хорошо отлаженная система обеспечения кредитов российским сельхозпроизводителям на приемлемых для селян условиях.
Тем временем
Обстановка на других предприятиях авто- и сельхозмашиностроения складывается по-разному. Вчера возобновил работу конвейер КАМАЗа, остановленный 6 марта. Все подразделения вновь трудятся в обычном пятидневном режиме, сообщил "Интерфаксу" руководитель отдела по связям с общественностью компании Наиль Нагуманов. В 2009 году компания планирует продать около 35 тысяч автомобилей.
А вот компании ГАЗ угрожает банкротство. ОАО "Северсталь" направило два иска в Арбитражный суд Вологодской области о взыскании с группы ГАЗ около 400 миллионов рублей. И это не первое исковое заявление сталеваров к ГАЗу. Всего ГАЗ должен Новолипецкому металлургическому комбинату и Магнитогорскому металлургическому комбинату примерно по 1 миллиарду рублей каждому. Председатель совета директоров и основной владелец НЛМК Владимир Лисин в минувший четверг заявил, что компания может инициировать процедуру банкротства ГАЗа.
Как сообщил наш корреспондент в Санкт-Петербурге, "Тойота мотор мануфэкчуринг Россия" остановит производство с 30 марта по 6 апреля: объемы продаж продукции этого завода за последние два месяца сократились более чем на 40 процентов. Это будет первая остановка "Тойота мотор мануфэкчуринг Россия" из-за кризиса. Производственная мощность завода рассчитана на 20 тысяч автомобилей в год и уже в ближайшее время должна была быть увеличена в два с половиной раза за счет открытия второй сборочной линии. Однако из-за недостаточных объемов прибыли в январе руководство автогиганта приняло решение отказаться от данной идеи.
Так что прогноз заместителя председателя профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения России Виктора Горенкова о том, что уже в первой половине этого года могут потерять работу около 50 тысяч автомобилестроителей, или почти 10 процентов от всех работающих в отрасли, может приобрести вполне реальные очертания.