17.03.2009 02:00
Общество

Андрей Фурсенко: За абитуриентов уже идет жесткая борьба

Подготовка востребованных специалистов - вызов кризису
Текст:  Лариса Каллиома
Российская газета - Спецвыпуск: №0 (4868)
Читать на сайте RG.RU

Изменения в экономике вносят коррективы в систему российского образования. Акценты 2009 года - переподготовка кадров и создание сети национальных исследовательских университетов. Высшая школа сегодня в зоне особого внимания. Кто из студентов-платников будет иметь возможность перевестись на вакантное бюджетное место? Почему главное требование при получении льготного кредита - хорошая успеваемость? На эти и другие вопросы "РГ" ответил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Андрей Александрович, что будет в этом году с количеством бюджетных мест в вузах?

Первое, о чем бы хотелось сказать, - мы не уменьшаем количество бюджетных мест на очных отделениях. С учетом демографического спада это означает, что количество выпускников школ, которые могут при условии успешной сдачи экзаменов попасть на бюджетные места, возрастает. Из каждой тысячи выпускников такая возможность будет у 420 ребят. Для сравнения, в 2006 году было 320 человек из тысячи, в 2007-м - 340, в прошлом году - 394, и вот теперь 420 человек. Надо сделать все возможное, чтобы эти бюджетные места были использованы по направлениям, которые будут востребованы в экономике. Это не значит, что мы радикально уменьшим количество бюджетных мест по таким дисциплинам, как экономика и юриспруденция. Но мы будем стараться перераспределять эти места в тех вузах, где гуманитарные специальности не являются профильными в пользу таких направлений, как информационные технологии, энергетика, транспортные специальности, сервис. Среди предлагаемых мер в этом году еще и увеличение бюджетных мест в магистратуре до 35 тысяч человек - в настоящее время - 20 тысяч и в аспирантуре до 29 тысяч - это на 3 тысячи мест больше нынешних показателей.

И все же бюджетных мест на всех желающих не хватит. Кто из студентов в нынешней сложной экономической ситуации, решившись на образовательный кредит, может рассчитывать на поддержку от государства?

Кредит в первую очередь смогут получить студенты-очники из малообеспеченных семей, обучающиеся за плату в государственных вузах или негосударственных вузах, имеющих аккредитацию. Проценты по кредиту будут минимальными, а возврат его начнется после того, как студент закончит обучение и устроится на работу. Какого-либо обеспечения кредита со стороны студента или его родителей, родственников не потребуется, это возьмет на себя государство. Но обязательным условием получения кредита для студента будет хорошая успеваемость. Кредитование может быть расширено для всего контингента хорошо успевающих студентов, независимо от их достатка. Но требования будут железными - ребята должны хорошо учиться. Такой подход поддержан правительством РФ, и сейчас завершается его согласование с банками.

Будут приносить зачетки и отчитываться?

Если человек пришел за кредитом, уже проучившись какое-то время платно, в его зачетке, на мой взгляд, вообще не должно быть "троек". Это своеобразная гарантия возврата кредита. Человек, который хорошо учится, имеет шанс найти хорошую работу и, соответственно, вернуть эти деньги банкам, а значит, и не обременять государство.

Еще одна группа студентов, которые могут претендовать на кредиты, - это ребята, которые, поступив, что называется, с грехом пополам, за время учебы взялись за ум, поняли, что знания крайне важны, и улучшили свою успеваемость. Таким людям, которые хотят и могут учиться, надо предоставить возможность доучиться до конца.

И еще: мы сегодня прорабатываем вместе с вузами возможность перевода ребят, которые хорошо учатся, с платных мест на вакантные бюджетные. Эта норма отражена в уставах большинства вузов, и наша задача здесь проанализировать сложившуюся практику, выявить и устранить необоснованные препятствия для такого перевода. Есть вузы, где для перевода требуется сдать две сессии на "пятерки", а есть - где шесть. Но я думаю, что сдать шесть сессий на "пятерки" мог только человек, который легко бы поступил на бюджетное место.

Как вчерашнему школьнику узнать, что будет актуально на рынке труда, когда он получит диплом?

Функция не только образования, но и государства в целом ориентировать абитуриентов и студентов, доводить до их сведения информацию о том, что их будет ждать после окончания вуза. Сегодня у министерства есть статистика - пусть и предварительная - по различным вузам. Где-то процентов 80 выпускников получают работу согласно профилю, а где-то всего процентов 20.

Ответственность государства еще и в том, чтобы все-таки дать знания людям, а не только диплом об окончании учебного заведения. Более того: добиться, чтобы они эти знания получали. Мы должны усиливать требовательность к образовательному процессу: как к тем, кто учится, так и к тем, кто учит. Чтобы не было ситуации, когда одни делают вид, что учатся, а другие - что учат. И при этом обе стороны очень довольны.

Демографический спад - еще один бич нынешнего времени...

Да, хочу сказать, что сегодня в образовании мы кризис чувствуем гораздо в меньшей степени, чем демографический спад. Я думаю, что на сегодня на систему высшей школы гораздо в большей степени негативно влияют именно демографические проблемы, чем экономические сложности, в которые попали и страна, и мир.

Что, за абитуриентов будет идти борьба?

Уже идет. И достаточно жесткая. К сожалению, некоторые вузы, дающие, мягко говоря, не самое лучшее образование, занимают сегодня недобросовестную позицию и готовы взять на учебу кого угодно, лишь бы пришли деньги. Такая позиция, с моей точки зрения, антигосударственная и антисоциальная. Впереди у этих ребят большие проблемы и сложности, объективно говоря, у них жизнь поломана. Когда закончится учеба и они придут на работу, там-то они и поймут, что ничего, кроме потерянных денег и времени, они не имеют. А именно к этому могут привести сегодняшние разговоры о том, что мы не должны поднимать требования к качеству преподавания и не должны усиливать входной контроль в высшую школу.

Но нынешняя ситуация, когда есть вузы, куда принимают без экзаменов, наверное, тоже неправильная. У молодых людей создается иллюзия доступности высшего образования.

У нас сегодня очень много обладателей дипломов о высшем образовании. Но работают они, как правило, не в соответствии со специальностью. И их знания, будем говорить откровенно, совсем не того качества, которое требуется для эффективной экономики.

Еще до начала нынешних экономических проблем в Концепции долгосрочного развития страны до 2020 года - стратегически важном документе, принятом правительством РФ - была поставлена одна из главных задач - резкое, качественное повышение производительности труда. И сегодня эта задача стала еще более актуальной. Люди, которое способны продемонстрировать высокую эффективность, без работы не остаются.

Андрей Александрович, как вы относитесь к работающим студентам?

Летом, в стройотрядах - от этого только польза. Сам работал два года, жалею, что не больше. Стройотряды - это школа жизни, очень полезное дело. Что касается работы во время учебы, то, думаю, этого лучше избежать на первых курсах, когда закладывается фундамент знаний. А вот на последних, когда уже необходима практика по выбранной профессии, это очень даже неплохо. Такому студенту легче будет найти работу после вуза.

Студент, который во время всей своей учебы не соприкоснулся с реальной практической работой по направлению своей деятельности, вряд ли будет в полной мере востребован. Важность реальной практики абсолютно необходима. И новые стандарты образования, которые мы сегодня вводим, расширяют понятия преддипломной и дипломной практики. Отправляясь на практику, студент должен принимать участие в жизни предприятия и вносить свой посильный вклад в реальную экономику.

Кризис кризисом, но планов на этот год у образования было немало. Что сегодня наиболее актуально?

Несмотря на все социально-экономические сложности, мы продолжаем работу по нацпроекту "Образование". В числе его приоритетных мероприятий в 2009 году начало конкурсной поддержки национальных исследовательских университетов. Их задача - обеспечивать высокий уровень обучения, образования и научных исследований, в том числе в интересах промышленности. Для поддержки 10-15 учреждений, которые буду выбраны на конкурсной основе, в федеральном бюджете заложено 3 млрд рублей.

Проблема подготовки и переподготовки кадров современной квалификации сейчас стоит в полный рост. Ваше видение ситуации?

Хочу сказать, что мы продолжаем программы профессиональной подготовки и поддержку учреждений начального и среднего профобразования, начатую два года назад в рамках нацпроекта. Необходимость этого мероприятия была заметна по активному участию работодателей и регионов. Ни о каком кризисе тогда и мысли не было, мы думали о том, как улучшить качество подготовки технических специалистов. Сегодня эти центры инновационной переподготовки - а их свыше 200 - оказались очень востребованными. В первую очередь для переобучения кадров. Количество таких центров необходимо увеличивать, и в бюджете для этого средства предусмотрены.

Я считаю, что это одна из важнейших антикризисных мер: готовить востребованных людей. Посмотрите, какие бы сложности ни переживало сегодня любое предприятие, квалифицированных специалистов, имеющих современные компетенции, знания и умения, не увольняют. Их удерживают любой ценой.

Досье

Андрей Александрович Фурсенко родился 17 июля 1949 года в Ленинграде.

В 1971 году окончил Ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова.

В 1971-1991 гг. - стажер-исследователь, младший научный сотрудник, заведующий лаборато-рией, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник Физико-техническо-го института имени Иоффе АН СССР (Ленинград).

В 1991-1993 гг. - вице-президент АО "Центр перспективных технологий и разработок" в Санкт-Петербурге.

В 1994-2001 гг. - генеральный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга (РФНТР).

С 2000 года - председатель Научного совета Фонда "Центр Стратегических разработок "Северо-Запад".

С ноября 2001 по июнь 2002 года - заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

С июня 2002 по декабрь 2003 года - первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

С декабря 2003 по февраль 2004 года - исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

9 марта 2004 года указом президента России назначен на пост министра образования и науки Российской Федерации в правительстве Михаила Фрадкова.

В мае 2004 года после вступления в должность избранного на следующий срок президента России Владимира Путина вновь назначен на пост министра образования и науки Российской Федерации.

Доктор физико-математических наук.

Образование