Республика все больше привлекает туристов, предпочитающих активный отдых. Адыгея входит в число субъектов Федерации, где в последние годы успешно развивается туризм. И отдыхающие, и потенциальные инвесторы относятся к региону с возрастающим интересом. Об этапах проделанной работы в отрасли и планах на будущее корреспонденту "РГ" рассказал президент Республики Адыгея Аслан Тхакушинов.
Понятно, что мы только в начале пути и многое еще предстоит сделать, но, думаю, уже сегодня мы закладываем основу для реализации потенциала курортно-турристической сферы. А этот потенциал огромен. В мире много мест, которые посещают ради одной только достопримечательности, будь то горы, водопады, каньоны, пещеры, памятники древности или редкие животные. Пожалуй, по пальцам можно пересчитать территории, где все эти достопримечательности сосредоточены в одном месте. И среди них - Адыгея.
Аслан Китович, одним из главных факторов, который может подстегнуть приток инвестиций в развитие туризма Адыгеи, аналитики называют строительство дороги к Сочи через плато Лагонаки. Расскажите об этом проекте.
Мне бы хотелось затронуть два аспекта этой проблемы.
Во-первых, безусловно, транспортная инфраструктура - своеобразная кровеносная система экономики любого субъекта Федерации. Исключений здесь нет. С открытием дороги появятся принципиально новые возможности для туристской отрасли. Необходимость строительства автомобильной дороги к Черноморскому побережью определяется не только потребностями нашей республики, но и всего Юга России. Особую актуальность проект приобретает в контексте проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Во-вторых, мы бы хотели, чтобы развитие экономики Адыгеи, в том числе и туризма, не нанесло существенного урона экосистеме предгорной и горной частей республики. Считаю, необходимо взвешенно подойти к решению данного вопроса, в результате чего должны максимально проявиться положительные эффекты от реализации инвестпроекта и одновременно свестись к минимуму возможные отрицательные последствия.
Адыгея занимает ведущее положение среди субъектов РФ по относительной площади особо охраняемых природных территорий. Но есть зарубежный опыт, когда ЮНЕСКО дает разрешение на использование заповедных территорий для туристских целей. Подан ли запрос в эту международную организацию и каковы шансы на положительный ответ? В каких конкретно природоохранных территориях вы планируете развивать туризм?
Прежде всего хотел бы отметить, что Республика Адыгея одна из немногих по собственной инициативе вышла с ходатайством к всемирной организации ЮНЕСКО включить уникальные природные территории в список Всемирного природного наследия. Этим самым мы подтвердили, что для нас важнейшим вопросом является сохранение уникальных территорий для будущих поколений. Что касается особо охраняемых природных территорий, то мы предполагаем использовать их под экологический, культурно-познавательный туризм.
Перспективы развития нашего турристско-рекреационного комплекса и памятников природы недавно обсуждались в Москве, где я встречался с министром природных ресурсов РФ Юрием Трутневым. Ключевой темой разговора стала необходимость уточнения границ Республики Адыгея с Кавказским государственным природным биосферным заповедником. Министр дал поручение своим коллегам проработать совместно с нами вопросы межевания территорий и их юридического оформления. Без этой работы ни один инвестор не сможет реализовать в Адыгее проекты в туристической отрасли, поэтому этот вопрос мной взят под личный контроль.
Какой приток туристов и отдыхающих ожидается в нынешнем году? Как скажется экономический кризис на отрасли: не упадут ли цены на путевки?
Мы отслеживаем динамику развития отрасли, в том числе и динамику туристского потока. В последние годы отмечалась тенденция роста турпотока на уровне 10-15 процентов. Так, по предварительным данным, в 2008 году Республику Адыгея посетили более 200 тысяч туристов. Как бы это ни парадоксально звучало, но в условиях мирового финансового кризиса мы рассчитываем как минимум на сохранение данной тенденции.
Совершенно очевидно, что с учетом изменения курса российского рубля к основным иностранным валютам существенно сократится покупательная способность отечественных туристов на внешних рынках. В то же время прейскурант цен в рублях подавляющего большинства наших предприятий практически не претерпел изменений. Поэтому мы рассчитываем, что в полной мере сможем реализовать это конкурентное преимущество.
Какой курорт, на ваш взгляд, должен стать брендом республики, способным укрепить имидж Адыгеи?
Безусловно, им должен стать горнолыжный комплекс "Оштен". Это амбициозный проект с предполагаемым объемом инвестиций около четырех миллиардов рублей. И дело не только в масштабе инвестиций, но и в том, что реализация этого проекта привнесет новый, мировой стандарт качества туристских услуг, станет своеобразным "локомотивом" для предприятий отрасли.
Недавно власти республики призвали активнее развивать народные промыслы и выпуск сувенирной продукции. Поясните, пожалуйста, что конкретно имелось в виду?
Мы отдаем себе отчет, что полноценное развитие туристской отрасли невозможно представить без участия смежных отраслей, к которым относятся и различные народные промыслы, и так называемая сувенирка. Производители такой продукции расширяют спектр предоставляемых услуг и товаров для туристов, посещающих Адыгею. Прослеживается и обратная связь: развитие туризма способствует расширению сбыта в сопутствующих отраслях. Поэтому мы прорабатываем вопросы субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства по изготовлению сувенирной продукции, предоставления грантов вновь созданным предприятиям народных промыслов и ремесел.
Аслан Китович, планируется ли упростить процедуру открытия небольших ресторанов и кафе на территории курортных зон? Каков вообще, по вашему мнению, потенциал малого бизнеса в сфере туризма? Насколько полно он задействован сейчас?
Мы осознаем, что без учета интересов малого бизнеса, реализации его значительного потенциала невозможно говорить о полноценном развитии туристской отрасли. Руководство Республики Адыгея сделает все от нее зависящее, чтобы создать благоприятные условия для развития малого бизнеса в туризме. Уже в ближайшее время планируется формирование вдоль автомобильной дороги Майкоп - плато Лагонаки 19 земельных участков под автокемпинги и стоянки, на которых будут размещаться комплексы придорожного сервиса.
Как известно, Адыгея - место пересечения различных исторических культур. Планируете ли развивать такое модное сейчас направление, как этнотуризм? Может, уже есть определенные проекты?
По моему глубокому убеждению, выбор направления в туризме - прерогатива хозяйствующих субъектов. При этом, я уверен, нашим гостям было бы интересно познакомиться поближе с нашей культурой, обычаями, традициями, кухней... Нам есть чем гордиться и что показать нашим гостям. Региональные органы власти уделяют внимание данному вопросу. В частности, разработан инвестиционный проект "Кавказский аул".
Реализация этого проекта позволит жителям и гостям республики в полной мере окунуться в атмосферу адыгейского гостеприимства.