- Мы должны стать локомотивом выхода страны из кризиса, - заявил на коллегии минобрнауки ее руководитель Андрей Фурсенко.
С одной стороны, тезис очевидный. Скажем, в плане Обамы по выходу из кризиса науке и образованию отведено первостепенное место, их финансирование существенно увеличено. Но у России своя специфика. Да, государство не намерено сокращать финансирование в 2009 году, но наука и образование отягощены множеством проблем. Их обозначил в своем выступлении вице-премьер Сергей Иванов. Так, по его мнению, давно нужно пересмотреть структуру обучающихся по разным специальностям.
- Из шести миллионов студентов почти треть - экономисты и управленцы, еще почти миллион - гуманитарии, а химию и биотехнологии изучает 71 тысяча человек, физико-математические науки - 87 тысяч, - сетовал вице-премьер. - То есть специалистов для инновационной экономики мы готовим в разы меньше, чем управленцев и финансистов.
Другая болевая точка - качество образования. Сергей Иванов считает, что число вузов в России явно избыточно: около полутора тысяч, плюс около двух тысяч различных филиалов. Для сравнения - в СССР их насчитывалось не более 600. Но самое тревожное, что лишь в 15 процентах вузов ведется научная работа. Без этого не может быть качественного образования. Ситуацию надо срочно менять. Старт этому дан указом президента РФ о создании двух национальных исследовательских университетов на базе МИФИ и МИСИС.
Как известно, уже несколько месяцев идет борьба между мин обрнауки и различными академиями наук по поводу предложенной министерством системы оценки работы институтов. Позицию академиков обозначил Андрей Фурсенко: "Если отбросить словесную шелуху, смысл возражений один - мы и без посторонних оценок знаем, что мы самые лучшие!" Сергей Иванов встал целиком на сторону министерства, сказав, что оценка эффективности должна стать основой для реструктуризации сектора науки, что в условиях кризиса поддерживать надо лучших. Особо он остановился на коммерциализации научных разработок. Здесь дело не сдвинется с мертвой точки без активного участия бизнеса. Но чтобы его заинтересовать, вкладывать свои кровные в науку, нужны стимулы, новые законы. Их давно ждут и наука, и бизнес.
Все эти проблемы с огромным трудом решались и в благополучные годы, а тут грянул кризис. Однако участники коллегии подчеркнули, что именно он может очистить сферу науки и образования от давно перезревших проблем. Но министерству придется идти, что называется, по лезвию ножа. Ведь за многими решениями стоят конкретные люди. Скажем, можно ли безболезненно сократить число вузов? Закрыть неэффективные научные институты?
Ряд антикризисных мер в сфере образования уже предусмотрен правительством. О других новых предложениях рассказал Андрей Фурсенко. В частности, он считает, что через 2-3 года рынок труда кардинально изменится. По его оценкам, спрос будет на специалистов в сфере услуг, инноваций, производственного инжиниринга, информационных технологий, менеджеров по эксплуатации домов, производственных зданий, торговых комплексов, аэропортов. С учетом такого спроса уже сейчас надо переучивать людей, которые ищут работу.
В сфере науки, по словам министра, придется сократить ряд приоритетных направлений, отдав предпочтение энергосбережению и междисциплинарным исследованиям, например нанотехнологиям.
Не мог обойти министр и вопрос ЕГЭ, заявив, что, несмотря на продолжающиеся ожесточенные споры, "отката назад не будет". Благодаря ЕГЭ высшее образование в лучших вузах страны стало доступно для иногородних выпускников.