Внутренний туризм относится к реальному сектору экономики. Сегодня эта сфера динамично развивается и оказывает влияние на многие смежные секторы экономической деятельности - от промышленного производства до сельского хозяйства, включая транспортные коммуникации, гостиничное хозяйство, общественное питание и пр. Экономический кризис больно ударил по всем секторам экономики, но на туризме отразился неоднозначно. О том, какие возможности открывает сложившаяся экономическая ситуация для отрасли и как грамотно их реализовать, "РГ" беседует с директором департамента по формированию государственной политики и организации туристской деятельности министерства спорта, туризма и молодежной политики Надеждой Назиной.
Надежда Александровна, какие изменения в развитие отрасли внесла непростая экономическая ситуация в России?
За последние годы туризм в нашей стране стал динамично развивающейся отраслью, оказывающей все более заметное влияние на экономику и социальную сферу. В условиях кризиса, когда необходимо активнее развивать внутренние и региональные факторы, особое значение приобретает развитие внутреннего туризма. Это направление является приоритетным для государственного регулирования, что отражено в Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Какие шаги необходимо предпринять для развития внутреннего туризма? Какие задачи в этой сфере стоят перед Министерством спорта, туризма и молодежной политики России?
В этом году министерство будет уделять вопросам развития внутреннего туризма особое внимание, о чем шла речь на прошедшем в конце января заседании коллегии. При этом необходимым условием развития отрасли является создание современной базы нормативно-правового регулирования. В прошлом году в законодательной базе туристской отрасли России произошли существенные изменения - в первую очередь в законе о местном самоуправлении. Теперь муниципальные органы власти имеют право заниматься развитием туризма в своем регионе и самостоятельно планировать бюджет на поддержку отрасли. В регионах сейчас работает 65 отраслевых региональных программ. В рамках этих программ предусматривается участие муниципальных бюджетов. Денежные средства пойдут прежде всего на создание условий для развития инфраструктуры и на продвижение турпродукта как на внутреннем, так и на зарубежном рынке.
Как кризис повлиял на туристический бизнес?
Туризм по сравнению с другими отраслями переживает экономический кризис менее болезненно. Именно в туризм в период кризиса могут прийти высвобождающиеся трудовые ресурсы, так как в этой отрасли очень большой процент составляют предприятия малого бизнеса. Сейчас правительство принимает антикризисные программы, благодаря которым могут быстро образовываться малые предприятия, в том числе туристические. Я недавно была в Анапе на выставке по туризму и не слышала там, чтобы люди говорили, что собираются увольнять своих сотрудников или повышать цены. Наоборот, многие компании стараются преодолеть кризис тем, что создают новые маршруты, разрабатывают новые бренды. Турфирмы начинают по-другому подходить к формированию туристского продукта. Главное - сегодня турбизнес наконец начинает заниматься подготовкой непосредственно туристского продукта. Если раньше, как правило, туркомпании предлагали из года в год один и тот же однажды созданный турпродукт, то теперь все меняется, разработано много новых туристских маршрутов, интересных детских программ.
Какие проблемы в туристической отрасли стоят наиболее остро?
Сегодня остается открытым вопрос о защите прав туристов в случае, если туруслуги оказаны ненадлежащим образом.
Также много законодательных проблем, препятствующих развитию детского отдыха внутри страны. Нормативно-правовая база устарела, многие акты противоречат друг другу. Требования по безопасности и комфортности детского туризма чрезмерные, поэтому многие туроператоры вообще не берутся за организацию детских поездок. В департаменте туризма сейчас ведется работа по созданию механизмов и условий для массового отдыха детей, студентов и пенсионеров в России. Поручение президента РФ о проработке этого вопроса вошло в план действий правительства РФ до 2012 года. Тема будет обсуждаться совместно с министерствами и ведомствами, региональными органами власти.
Как вы оцениваете развитие туристической отрасли в целом?
На основе предварительной статистики по итогам 2008 года в России наблюдается положительная тенденция развития туризма. Прошлый год показал стабильность развития отрасли. В 2008 году, по оперативным данным, общие траты россиян на туристские услуги (а они исчисляются в миллиардах рублей) выросли на 32,8%, количество услуг, оказанных гостиничным бизнесом, возросло на 12,4%. В прошедшем году число туристов, въезжающих в Россию, увеличилось на 67 тысяч, а количество выезжающих россиян возросло на 3 млн.
Как повлиял кризис на реализацию федеральных и региональных целевых программ в туристической сфере?
Федеральные целевые программы стали эффективной формой государственной поддержки развития конкретных отраслей или территорий. Необходимо использовать возможности ФЦП для создания правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии в перспективных регионах и по России в целом.
Наглядным положительным примером развития внутреннего туризма через федеральные целевые программы является ФЦП "Юг России (2008-2012 гг.)". Реализация программы предусматривает реконструкцию и модернизацию существующей инфраструктуры, а также строительство новых объектов в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее.
Основным показателем эффективности реализации программных мероприятий является количество посещений курорта отдыхающими. Так, за год в Республике Кабардино-Балкария количество туристов увеличилось на 23%, а в Республике Адыгея - на 32%.
Какие новые целевые программы сегодня разрабатываются?
В настоящее время идет работа над концепцией таких программ, как "Туристские центры России" на 2010-2014 гг., "Развитие туристско-рекреационного комплекса побережья Азовского и Каспийского морей" на 2010-2014 гг. и других.
Хорошие потенциальные возможности заложены в проекты программ развития туристской инфраструктуры исторических городов, предложения по развитию историко-культурных зон, возрождению российской провинции, развитию городов Золотого кольца России, а также в проект Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области.
Какие законодательные нововведения планируются в туристической сфере? Какие проблемы эти новации призваны решить?
Сейчас закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" готовится ко второму чтению. Главные поправки - о финансовых гарантиях. Изменения направлены на то, чтобы создать шкалу дифференциации финансовой ответственности туроператоров в зависимости от суммы оборота. Возможно также уменьшение финансовой ответственности туроператоров, которые занимаются въездным туризмом. Практика показала, что иностранные туристы за страховым возмещением в российские страховые компании не обращаются. Этим же проектом закона предусматривается введение единого электронного учета туристических путевок.
Кроме того, в департаменте туризма идет также работа по смежному законодательству и по созданию отраслевых стандартов. По плану в 2009 году в России будет разработано пять отраслевых стандартов качества на предоставляемые туруслуги. Речь идет о стандартах качества в гостиничном бизнесе, услугах, предоставляемых туристическими компаниями, и других стандартах. Об этом достигнута договоренность между министерством спорта, туризма и молодежной политики и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. А на 2010 год запланировано разработать технический регламент по требованиям к процессам оказания туристических услуг.
Каковы перспективы развития внутреннего туризма?
Минспорттуризм России поощряет и поддерживает работу предприятий туристской сферы, направленную на создание новых брендов внутреннего туризма и разработку новых туристских маршрутов.
В рамках развития внутреннего туризма в 2009 году планируется реализовать новую программу "Большое Золотое кольцо России", которая охватывает 39 регионов страны. Эта программа находится под патронажем Совета Федерации, и ее реализация произойдет по нескольким направлениям: на телеканалах будет рекламироваться этот проект, на ВВЦ в первом павильоне планируется открыть специальный раздел, в котором можно виртуально познакомиться с туристическими возможностями российских регионов, а для детей в некоторых регионах планируется осуществить проект "Познай свой край".
Что делается для привлечения инвестиций в туристическую отрасль?
Чтобы привлечь инвестиции в сферу туризма, нужно создать инвесторам необходимые условия. Перспективным направлением в решении этих вопросов является дальнейшее развитие туристско-рекреационных особых экономических зон (Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Республика Бурятия, Республика Алтай, а также Калининградская и Иркутская области). Для активизации работы в зонах необходимо принять практические инфраструктурные решения с учетом возможности обеспечения мощностей очистных сооружений, энергоснабжения, устранения излишних административных барьеров, а также формирования туристских продуктов, ориентированных на различные группы населения.
Необходимо отметить, что и федеральные целевые программы, и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа являются эффективным инструментом привлечения инвестиций в отрасль, так как создают основу для формирования инвестиционных площадок. Финансирование со стороны государства работ по созданию объектов туристской инфраструктуры, обеспечение перспективных туристских районов транспортными и инженерными коммуникациями, установление благоприятного экономического режима работы являются важными факторами для привлечения инвестиций в туризм.
Положительный эффект для формирования благоприятного инвестиционного климата в курортных зонах призваны дать законы, предусматривающие передачу земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ и муниципальных образований, а также порядок использования особо охраняемых территорий.
Какие шаги предпринимает минспорттуризм для продвижения российского туристического продукта за рубежом?
Учитывая непростую экономическую ситуацию, на развитие туризма в 2009 году было выделено 229 млн рублей, это на 15% меньше, чем в 2008 году. Часть этих средств пойдет на популяризацию туристических возможностей РФ в других странах, например, на участие в 15 международных выставках. Мы также отмечаем важность создания туристических представительств России в других странах. Пропаганда российского туризма за рубежом в этом году будет осуществляться в основном за счет участия в международных туристических выставках единым стендом с российскими регионами.
Досье
Надежда Александровна Назина родилась 28 декабря 1955 года в деревне Анненка Первомайского района Тамбовской области. В 1976 году окончила Астраханский морской рыбопромышленный техникум, экономический факультет. В 1991 году окончила Всесоюзный институт пищевой промышленности, факультет гидробионтов и биоресурсов.
С 1972-го по 1984 год - администратор, заместитель директора, директор магазина, старший инженер торгово-производственной фирмы "Океан" Союзрыбпромсбыта Минрыбхоза СССР. С 1984-го по 1992 год - начальник отдела, заместитель начальника Управления государственной инспекции по торговле Минторга РСФСР и Государственного комитета Российской Федерации по торговле. С 1992-го по 1993 год - начальник отделения АО "Единая транспортная биржа".
С 1993-го по 2000 год - заместитель руководителя, руководитель Департамента государственной инспекции по торговле, качеству товаров (услуг) и защите прав потребителей. С 2000-го по 2004 год - руководитель Департамента государственной инспекции по торговле, качеству товаров (услуг) и защите прав потребителей, главный государственный инспектор по торговле Российской Федерации. С 2004-го по 2005 год - заместитель руководителя Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека. С 2005-го по 2008 год - заместитель руководителя Федерального агентства по туризму.
Занимая руководящие должности в Минторге России, Минэкономразвития России, Федеральной службе по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека Минздравсоцразвития России, Ростуризме, Надежда Назина приобрела большой практический опыт по различным направлениям деятельности. В августе 2008 года назначена директором Департамента по формированию государственной политики и организации туристской деятельности министерства спорта, туризма и молодежной политики. Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса.
Дмитрий Медведев, президент России:
- Мы понимаем, что наше богатейшее культурно-историческое наследие является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма, но и проблем здесь предостаточно... Помимо духовного и культурного направления мы должны думать и о том, каким образом туристическую отрасль поставить на ноги в экономическом плане.
Это на 1,171 миллиона человек больше, чем в 2007 году
Увеличилось количество туристов, путешествующих по внутренним маршрутам России. Их число составило около 32 миллионов человек, что на 16% больше, чем в 2007 году. На 67 тысяч человек больше в 2008 году приехало в Россию иностранных туристов. Общее количество иностранцев, посетивших Россию в прошлом году, - 2,52 миллиона человек
В расчете на душу населения природно-ресурсный потенциал России в 2-2,5 раза превышает ресурсный потенциал США, в 6 раз - Германии, в 18-22 раза - Японии.
По прогнозам Всемирной туристической организации (UNWTO), число туристов на планете ежегодно увеличивается на 4-6%, что выдвигает туризм на передовые рубежи мировых инновационных процессов.
По данным Всемирного совета по туризму, доля туризма в мировом ВВП в 2007 году составила 3,6%, а с учетом сопутствующих отраслей - 6,4%