Компании ищут резервы для повышения производительности труда офисных сотрудников. Все чаще для этого применяется такой управленческий прием, как фотография рабочего времени.
- Так называется способ выявления резервов организации, основанный на хронометраже рабочего времени сотрудников, - пояснил директор инвестиционного агентства Роман Титов. - Метод широко и успешно применялся как в капиталистических странах, так и в СССР. Суть его заключается в точном измерении затрат времени сотрудников на выполнение отдельных операций. Результаты хронометрирования позволяют оптимизировать процессы, перестроить работу отдела или подразделения таким образом, чтобы сотрудники как можно меньше времени тратили на непроизводительные действия.
В некоторых фирмах внедрение подобного метода привело к существенным улучшениям производственных показателей. Например, небольшая волгоградская фирма, которая занимается оптовыми продажами молочной продукции, на треть подняла продажи и на 20 процентов - зарплаты сотрудникам.
- Оптимизацию мы затеяли еще в июле, когда увидели первые признаки надвигающегося кризиса, - рассказал корреспонденту "РГ" директор фирмы Николай Лукьяненко. - Каждый из наших офисных работников сделал фотографию своего рабочего дня, поминутно расписав, что он делает в течение 8 часов на работе. И выяснилось, что самая большая нагрузка у моего бухгалтера - 2 часа 40 минут. Спрашивается, что остальные сотрудники делают каждый день на работе?
Получив столь плачевные итоги, в компании пошли на радикальные меры: попросили всех членов коллектива написать заявления на увольнение без даты и заставили планировать свое рабочее время. В итоге увеличились объемы продаж и зарплаты, полностью сохранен коллектив. Более того, создано 12 новых рабочих мест.
В пору более благоприятной для бизнеса экономической конъюнктуры руководители многих предприятий и организаций знали, что большинство офисных сотрудников с пользой для дела проводили далеко не весь рабочий день. Много времени они уделяли разговорам по телефону или просиживанию в Интернете. Знали, но закрывали - либо глаза, либо доступ на сайты. Кризис изменил сознание многих руководителей. Теперь для выживания компании они готовы побороться за повышение производительности труда своих маркетологов, пиарщиков, рекламщиков. Не все. Некоторые предпочитают не мелочиться и сокращают этот так называемый "офисный планктон". Да так активно, что уже на правительственном уровне озаботились созданием профсоюза "белых воротничков", чтобы в процессе повальной оптимизации не растерять интеллектуальный фонд нации.
Менеджер одного из рекламных агентств Анна Клименкова сфотографировала свой рабочий день по собственной инициативе:
- Я понимала, что слишком многое не успеваю, нередко откладываю часть работы назавтра. В итоге она накапливается как снежный ком, и я постоянно получаю выговоры от начальства.
Через неделю Анна сделала первые выводы:
- Этот метод позволяет не только произвести самоанализ, но дает еще и мгновенный эффект. Перед самой собой стыдно писать в дневник: мол, бездельничала, бродила по безполезным интернет-сайтам, поэтому поневоле принималась за работу.
Но эффект, как признается Анна, был кратковременным. Стоит перестать фотографировать рабочий день, и рвение к работе уменьшается.
- Видимо, метод работает в системе с жестким контролем со стороны начальства, и главное, с материальным стимулированием, - резюмирует она. - Потому как сейчас во многих фирмах ситуация такая: на работу ходим, а сколько и когда за нее заплатят, не знаем.
Главный редактор одной из волгоградских газет Анна Степнова также прибегла к этому управленческому приему. Но не для того, чтобы сократить персонал, а чтобы оптимизировать производственный процесс. Итог оказался неожиданным. Сотрудник, сфотографировавший свой рабочий день, осознал, сколько времени уходит впустую, и всю следующую неделю работал с утроенной силой. Правда, потом все же написал заявление об уходе по собственному желанию - не выдержал постоянной нагрузки.
Роман Титов уточняет, что фотография рабочего дня - действенный метод выявления резервов, хотя он и не является панацеей. Скорее это начальный этап предстоящего улучшения деятельности фирмы - сбор исходных данных для понимания резервов производственных процессов. На основе полученной информации можно моделировать направления и сценарии оптимизации.
В благоприятные для бизнеса времена при использовании нового метода для большей достоверности звали "фотографа" со стороны. Сегодня компании вряд ли позволят заплатить стороннему консультанту деньги только за то, чтобы он с блокнотом стоял возле каждого сотрудника, считая часы и минуты. Правда, возникает риск, что работник "нарисует" неправду.
- Как правило, руководитель небольшого предприятия хорошо знает свое дело и легко вычислит ложь и неточности, - делится опытом Анна Степнова. - Если мой журналист два часа звонил и не дозванивался по одному и тому же телефону, значит, не туда звонил. Если писал несложную заметку пять часов - тоже неэффективно использовал рабочее время.
В низкой, по сравнению с развитыми экономиками, производительности труда российскую экономику упрекали и власти, и сторонние наблюдатели. Оптимизация процессов производства товаров и услуг, вызванная кризисом, поможет в решении этой проблемы.