19.03.2009 03:00
Общество

В России отмечают День моряка-подводника

Подводный флот России создавали и белорусы
Текст:  Валерий Ермоленко (Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (398)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня - День моряка-подводника. 19 июля 1829 года российскому императору доложили о проекте подводной лодки заключенного Петропавловской крепости Казимира Черновского, к которому прилагалось письмо на имя царя. В письме сообщалось: "В 1825 г. я изобрел подводное судно, до нынешнего времени старался оное усовершенствовать и надеюсь, что мое изобретение может иметь отличительный успех". Заключенный сообщал далее, что его лодка - цельнометаллическая с выдвижным перископом - может взрывать вражеские корабли, высаживать десант на территории вражеских стран и даже собирать жемчуг на дне моря. Это был первый проект, который в дальнейшем использовали в своей работе создатели русских подводных лодок. Заключенный не просил у царя ни денег, ни освобождения из крепости. Он был целиком поглощен своей идеей, мечтал о ее осуществлении и просил лишь о чертежных принадлежностях для работы в камере над усовершенствованием своего проекта. Николай I запросил сведения об изобретателе подводной лодки. Вот что ему сообщили.

Казимир Гаврилович Черновский (1791-1847 годы) - из белорусских дворян. В 1821 году Казимир примкнул к тайной организации "Национальное патриотическое общество". Для конспирации поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию. Аттестата получить не успел: за месяц до окончания академии, 6 мая 1829 года, к нему на квартиру нагрянули жандармы. Черновский был арестован по доносу о принадлежности к тайному обществу и в черной карете доставлен в III отделение на допрос к Бенкендорфу, а затем в одиночную камеру Кронверкской куртины Петропавловской крепости.

112 лет Россия не знала имени Казимира Черновского. Впервые некоторые документы о нем опубликовал журнал "Красный архив" в 1941 году. Назывались они несколько необычно: "Дело по просьбе содержащегося в Санкт-Петербургской крепости минского дворянина Черновского об испытании изобретенного им подводного судна". В течение 4 лет, с 1825 по 1829 год, студент-медик трудился над своим детищем. Прежде всего он попытался найти разгадку подводного плавания в животном мире, населяющем моря и океаны, изучил многочисленные труды по ихтиологии и гидродинамике. Он внимательно следил за заграничной технической мыслью - при аресте на его квартире жандармы обратили внимание на кипы газет "Московский телеграф", вычертил десятки эскизов, схем и чертежей подводного судна. В тюрьме чертежи и описание изобретенной подводной лодки он восстановил по памяти на 32 листах.

Казимир Черновский скончался в ссылке в 1847 году. Но дело его не пропало даром. Проект и чертежи сохранились в Публичной библиотеке Петербурга. Его идею использовал выдающийся изобретатель Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) - создатель первых подводных лодок. Он родился в богатой дворянской семье белорусов, владевших крупными поместьями в междуречье Буга и Припяти. Окончил Высшее техническое училище в Париже и был, как говорится, механиком от бога. Он создал подводную лодку - длиной 6 метров, водоизмещением 11,5 тонны на 4 человека, с перископом и двумя минными торпедами. В 1879 году ее построил Невский машиностроительный завод. В марте 1881 года о "подводном корабле" Джевецкого доложили только что вступившему на престол Александру III, который лично посмотрел подводную лодку в действии. Александр III приказал спешно построить 50 подводных лодок с уплатой Джевецкому 100 000 рублей. Ровно через год лодки были построены и приняты Инженерным ведомством. 34 лодки погрузили на железнодорожные платформы и отправили в Севастополь, 16 были оставлены в Кронштадте - это была первая в истории кораблестроения массовая постройка подводных лодок. Кстати, одна лодка сохранилась до сих пор и находится в Военно-морском музее в Петербурге.

Джевецкий продолжает работать над совершенствованием подводных крейсеров, впервые в мире применяет электродвигатели. Последняя его модель подводной лодки, созданная в 1903 году, была спустя три года построена на Петербургском металлическом заводе и отбуксирована в Кронштадт. В 1906 году Николай II издал указ об учреждении в составе Российского флота отдельной флотилии подводных кораблей. Этот день отмечается сейчас в России как День моряка-подводника.

Строительство первых советских подводных лодок началось в конце 1920-х годов на Балтийском судостроительном заводе и связано с именем инженера-контр-адмирала, члена-корреспондента АН СССР Петра Федоровича Папковича (1887-1946 годы) из Бреста. В годы Великой Отечественной войны на всех флотах сражались его дизельные подводные лодки серии "Лосось", более известные,как подлодка "Щука". Кстати, командовать первой "Щукой" в 1933 году было доверено белорусу Георгию Холостякову (1902-1983) из Барановичей. Он же организовал и возглавил подводный флот на Дальнем Востоке с базами на Камчатке и Курильских островах.

Еще один выходец из Белоруссии - родился в 1935 году в деревне Левоновцы Миорского района на Витебщине - капитан 1 ранга Егор Андреевич Томко отличился в 1978 году. За успешное командование и проявленный героизм в групповом плавании атомных подводных лодок подо льдами Арктики и переход из Мурманска через Северный полюс в Тихий океан ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

История Природа