19.03.2009 03:40
Общество

Президент Израиля Залман Шазар был влюблен в Беларусь

Текст:  Захар Гельман (Минск - Иерусалим)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (398)
Читать на сайте RG.RU

Именно так считал третий президент Израиля Залман Шазар, уроженец местечка Мир, ныне Кореличского района Гродненской области. Этот человек был не только политическим и государственным деятелем. Он автор многих книг, поэтических сборников и публицистических статей. Шазар также известен как блестящий переводчик с немецкого и английского языков на русский, иврит и идиш. Неудивительно, что при жизни его называли Человеком пера.

В книге "Утренние звезды" ("УЗ"), почти полностью посвященной воспоминаниям о детстве и юности, он пишет: "...я объездил много стран, познал много городов и городков, более известных, чем город моего детства, познал города, наделенные наукой, культурой, богатством. Но мое маленькое местечко осталось для меня единственным и незаменимым". На "УЗ", по сути сборнике мемуарных очерков, впервые вышедшем на иврите в 1950 году, следует остановиться особо. Это единственное произведение Шазара, почти сразу же переведенное на языки английский, французский, испанский и идиш. Ни в одной из доступных мне биографий третьего президента Израиля я не нашел упоминания о том, что "УЗ" выходили и на русском языке. Однако в Москве, в одном из хранилищ Государственной публичной российской библиотеки (бывшей Ленинки) мне выдали эту книгу, переведенную на русский язык родственницей Залмана Шазара Софьей Линдер-Рубашовой. Дата издания на книге отсутствует, но ряд библиографических источников указывает, что она была напечатана в Израиле в начале 50-х годов прошлого века.

Настоящая фамилия Залмана Шазара - Рубашов. Он родился в 1889 году в религиозной семье. Когда будущему президенту не было и трех лет, вся семья переехала в городок Столбцы, ибо разразившийся в Мире пожар уничтожил их дом. В Столбцах Залман прожил 11 лет. "Но это были годы учения в хедере (начальной еврейской школе - З.Г.) и начало моей юности, - напишет позже в "УЗ" Шазар. - И все, что я там познал на рассвете моей жизни, с такой любовью запечатлелось в моей памяти, что продолжает жить и поныне".

Почти до конца ХIХ века патриархальный уклад жизни в еврейских местечках полностью подчинялся религиозным канонам и определялся раввинами. Большинство еврейских религиозных авторитетов к набиравшему силу светскому сионизму относилось враждебно. По воспоминаниям Шазара, в Столбцах только молодежь поддержала сионистское движение.

Залман Шазар стал социалистом и примкнул к левому сионистскому движению. Во время революции 1905 года он участвовал в организации еврейской самообороны в Белоруссии и на Украине. На подпольном съезде Еврейской социал-демократической партии (ЕСДП), проходившей в Минске в 1906 году, Шазар познакомился с рядом лидеров социалистического движения России, Германии, Австро-Венгрии и Соединенных Штатов. В следующем году Залмана арестовала царская полиция, и он несколько месяцев провел в заключении. После освобождения Шазар учился на Высших курсах востоковедения (ВКВ) в Петербурге, а в 1911 году переехал в Палестину, в которой тогда правили турки. Несколько месяцев он прожил в киббуце и работал на апельсиновой плантации. Однако Шазар мечтал продолжить свое образование. Поэтому в том же 1911 году он едет в Германию и специализируется по библеистике и истории восточно-европейского еврейства во Фрайбургском и Страсбургском университетах.

В конце 1912 года Шазар как делегат от ЕСДП принял участие в Девятом конгрессе социалистического интернационала, состоявшегося в Женеве. Уже в январе следующего года мир охватил пожар Балканской войны.

"Война, начавшаяся на Балканах, - напишет позже Шазар, - стала угрозой для всех. Полмира уже горело". Как истый социал-демократ Шазар утверждал, что "зерна милитаристской идеологии раскола были ловко посеяны руками тех, кто господствовал над другими и готовился к новому влиянию". Шазар верил, что "социалистическое интернациональное движение предотвратит мировую катастрофу". Весьма интересны характеристики, которые он дал ветеранам и в определенной степени "вождям" мирового социал-демократического движения, присутствовавшим на конгрессе в Базеле. Лучшим оратором на немецком языке Шазар называет Августа Бебеля. "Он был прямолинеен, любезен, с благородными манерами, - характеризует Бебеля Шазар. - Его брошюры, переведенные на русский язык, обобщали социалистическое движение в России. Я сам двумя годами ранее перевел на идиш его брошюру о всеобщей забастовке. Он обсуждал и бичевал антисемитизм, сравнивая его с "грубостью немецкого увальня, который ухватился за юдофобию как разновидность социализма".

Из русских революционеров Шазар выделяет Георгия Плеханова, Григория Алексинского, Юлия Мартова (Цедербаума), Виктора Чернова и Егора Лазарева.

В начале Первой мировой войны Шазар как российский гражданин был интернирован, но после окончания войны продолжил учебу в Берлинском университете. В 1919 году Шазара избрали в Комиссию по изучению экономического положения в Палестине и разработке плана развития хозяйства этого региона на кооперативной основе. В этом труде, опубликованном в 1920 году, Шазар выступил горячим сторонником коллективного труда. В том же году Залман женился на Рахели Кацнельсон, уроженке Бобруйска, с которой познакомился еще на ВКВ. Сразу же после свадьбы молодожены уехали в Вену, где Шазар читал лекции по истории евреев в Еврейской учительской семинарии. Там же, в австрийской столице, у супругов Шазар родилась единственная дочь Рода.

В 1924 году молодая семья переселилась в Палестину, где тогда властвовали англичане. Важно заметить, что и на Святой земле Залман Шазар не изменил своим политическим взглядам и вступил в местную социалистическую рабочую партию "Мапай". Его политическая карьера на новом месте началась с должности главного редактора профсоюзной газеты "Давар". Шазар считался блестящим оратором, который мог выступать на нескольких языках. Поэтому по поручению профсоюза и партийного руководства он неоднократно выезжал за границу.

Шазар был одним из авторов "Декларации независимости Израиля" (1948 год) и министром просвещения в первом правительстве страны. Всю жизнь он и его жена мечтали посетить родные места в Белоруссии. Неудивительно, что когда в 1951 году первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион пообещал Шазару пост посла в СССР, то тот немедленно подал в отставку с поста министра, но послом его так и не назначили. Вернуться в правительство Залман Шазар уже не смог и в течение десяти лет занимал не самые высокие должности в профсоюзах и во Всемирной сионистской организации.

О Шазаре вспомнили в 1963 году, когда его избрали президентом Израиля. На этом посту он пробыл две каденции, вплоть до 1973 года. Находясь на должности главы государства, Шазар находил время заниматься и общественными делами. Он активно сотрудничал с Институтом современного еврейства при Ивритском университете в Иерусалиме. Особо пристальное внимание Шазар уделял белорусским корням многих израильтян и граждан других государств.

Скончался Шазар в возрасте 85 лет 5 октября 1974 года.

 

Образ жизни