Пробным камнем внедрения новых технологий в концертном деле, рассматривающем многочисленных пользователей интернета в качестве постоянной филармонической аудитории, станет интернет-проект Московской филармонии. 20 марта в 19 часов проект дебютирует концертным исполнением оперы Модеста Мусоргского "Сорочинская ярмарка", которую будут транслировать в интернете прямо из Концертного зала имени Чайковского.
Интернет-трансляция оперы "Сорочинская ярмарка" станет стартом для технологически-революционного прорыва в деятельности Московской филармонии: ее аудитория расширится на миллионы слушателей, а концертная жизнь станет частью глобальной музыкальной жизни в мировой сети. На сегодняшний день виртуальный концертный зал уже имеют Берлинские филармоники, продавая на трансляции своих программ не только билеты, но и абонементы. Крупнейшие оперные сцены - Метрополитен и Ковент-Гарден, выкладывают в интернет-сети записи своих спектаклей с участием мировых звезд. Но Московская филармония придала дебюту собственного интернет-проекта особый шик, актуальный в эпоху экономического кризиса: трансляции в сети будут пока для слушателей бесплатными. В перспективе за концертную жизнь "на дому" придется выкладывать 350 рублей в месяц, но те, кого устроит аудио-версия концертов в монорежиме, продолжат участвовать в филармоническом проекте бесплатно.
Для создания полноценного эффекта "живой" музыки Филармония впервые в мире начнет использовать технологию передачи звука и видео высокого качества в интернете (Full HD). Те пользователи, у кого скорость интернет-соединения ограничена, смогут смотреть изображение более низкого качества или трансляцию звука без видео.
Уже сегодня в Концертном зале имени Чайковского установлены видео-камеры в партере, на галерке и в директорской ложе, в перспективе камеры появятся за кулисами и на сцене. Картинка, кстати, по сравнению с YouTube, должна быть очень качественной, что позволит смотреть ее во весь экран, а при желании - режиссировать по собственному вкусу.
Первую интернет-трансляцию Московская филармония посвятила 200-летнему юбилею Николая Гоголя, отмечающемуся в 2009 году. 20 марта будет представлена опера Мусоргского "Сорочинская ярмарка" в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России под руководством Валерия Полянского. Капелла в этом сезоне уже исполнила части оперной "гоголианы": "Черевички" Чайковского и "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова. Но "Сорочинская ярмарка" Мусоргского должна стать неординарным музыкальным событием, поскольку Валерий Полянский планирует исполнить партитуру в редкой оркестровой редакции. Известно, что Мусоргский, писавший эту оперу с 1874 года и до смерти, так и не закончил партитуру, оставив в автографах только два первых акта и отдельные номера: Сон Парубка для третьего акта, Думку Параси, Гопак. Как и многие другие партитуры Мусоргского, "Ярмарку" дописывали всем миром - Лядов, Кюи, Каратыгин и другие. В результате опера шла в окончательной редакции Цезаря Кюи (1917 года) и Виссариона Шебалина (1931 года).
Полянский решил представить "Сорочинскую ярмарку" в редакции, сделанной в 1922 году в Монте-Карло Николаем Черепниным - композитором петербургской дореволюционной школы, "импрессионистом", одним из любимейших учеников Римского-Корсакова, виртуознейшим мастером оркестрового письма. Вокальные партии исполнят Алексей Мочалов (бас), Людмила Кузнецова (меццо-сопрано), Олег Долгов (тенор), Анатолий Богомолов (тенор), Наталья Петрожицкая (сопрано), Алексей Антонов (бас) и Сергей Топтыгин (баритон).
Чтобы 20 марта попасть в виртуальный Концертный зал Чайковского на "Сорочинскую ярмарку", необходимо послать заявку на сайт http://www.meloman.ru. Пока Московская филармония вынуждена ограничить количество интернет-посетителей, чтобы не обрушить сеть нерегулируемым потоком пользователей и не сорвать трансляцию, как это случилось во время интернет-дебюта Берлинских филармоников. Для тех же, кто не успеет зарегистрироваться на трансляцию 20 марта, организуют повтор 1 апреля - в день 200-летнего юбилея Гоголя. И надо верить, что мистическая чертовщина Гоголя не повредит, а наоборот, сыграет на удачу новому проекту.