24.03.2009 03:00
Экономика

Магомет Яндиев: По итогам года мы увидим серьезное сокращение в расходной части бюджета

Текст:  Магомет Яндиев (к.э.н., доцент МГУ им. М.В. Ломоносова и CZE4CH UNIVERSITY OF LIFE SCIENCES PRAGUE)
Российская Бизнес-газета - : №0 (694)
Читать на сайте RG.RU

Прогнозируемые доходы скорректированного варианта бюджета на 38,6 процента меньше предыдущего варианта, а расходы - на 7,4 процента больше.

Основные параметры, которые положены в основу бюджета, - цена нефти 41 доллар за баррель и среднегодовой курс рубля к доллару - 35,1 рубля за доллар - вполне реальные. Да и в целом проект бюджета выглядит корректным и адекватным нынешней ситуации, несмотря на рост расходов, что в условиях кризиса вообще-то недопустимо.

Дело в том, что в нашей стране очень сильны межклановые противоречия элит. Поэтому структуру нынешнего проекта бюджета следует рассматривать в первую очередь как послание могущественным группировкам, что их интересы не будут ущемлены. Безусловно, это сильный стабилизирующий фактор. Стремясь его укрепить, финансовые власти включили, видимо, в расходную часть бюджета все мыслимые и немыслимые проекты.

Однако бюджет - это всего лишь намерение, хоть и выраженное в форме закона. Общеизвестно, что исполнительная власть может в определенных границах менять бюджет и исполнять так, как считает нужным. Поэтому не стоит всерьез относиться к проекту бюджета. Очевидно, что по итогам года мы получим совершенно иную картину - ту, что по логике вещей мы и должны бы получить в условиях кризиса, а именно - серьезное сокращение в расходной части бюджета.

Речь не идет, конечно, о социальных расходах, их сокращение - чистой воды политическое самоубийство, речь идет, повторюсь, о расходах, представляющих интерес для разных кланов и групп влияния. И тот факт, что при сокращающихся доходах расходы увеличены, лучше всего иллюстрирует сигнальный характер этого бюджета.

Основным инструментом сокращения расходов будет, скорее всего, ужесточение требований к документам, подтверждающим правомерность выделения финансирования. В прошлые годы весьма распространенной была ситуация, когда распорядители кредитов просто не успевали освоить все выделенные им средства. Теперь же, если правительство ужесточит нормативные требования, какое-то специальное сокращение расходов бюджета не понадобится, да и министру финансов не придется использовать избитое "денег нет". Все будет проще: "Да, ресурсы под ваш проект есть. Но... вы не собрали весь пакет необходимой документации. Извините".

По итогам года расходная часть бюджета составит, полагаю, не более 8 триллионов рублей, а дефицит - не более 1,5 триллиона при доходах не менее 6,5 триллиона.

Федеральный бюджет