24.03.2009 00:20
Общество

Академик Давид Фельдштейн об образовательной системе "Школа 2100"

Текст:  Давид Фельдштейн (вице-президент Российской академии образования, академик)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4873)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня мир не только стал другим - открытым, где масса людей свободно перемещается, а живущие за десятки тысяч километров друг от друга находятся в едином информационном пространстве, но, главное, современный человек по-новому понимает, осмысливает и этот мир, и себя в нем.

Поэтому вопрос о создании эффективной системы образования, отвечающей запросам времени, именно сегодня является чрезвычайно острым и актуальным. Все мы хорошо понимаем, что достойное и равноправное место среди стран - лидеров завтрашнего дня - займут только те государства, большинство граждан которого станут высокообразованными людьми. И это касается не только будущих ученых, но и квалифицированных рабочих, инженерного состава, менеджеров.

Уровень и качество жизни в государстве определяются не только материальными благами, но и образовательным уровнем его граждан. И эффективность образования - вопрос государственной безопасности! Именно поэтому образование названо руководством РФ приоритетной областью.

Однако последние пятнадцать лет модернизации российского образования показали, какая сложная задача поставлена перед нашим педагогическим сообществом. С одной стороны, Российская академия образования проделала огромную работу по созданию теоретической базы обновления образования. Мы обладаем очень серьезной психологической школой, научные положения которой активно используют в создании программ и учебников во всем мире. Наши педагогические исследования активно изучаются и внедряются в различных странах. С другой стороны, внимательно изучая рынок российских учебников и опыт школьного преподавания, хочется более широкого практического использования нашего большого научно-методического потенциала.

В этом году произошло событие, значение которого трудно переоценить. Премии правительства РФ в области образования за 2008 год удостоена группа ученых, разработавших и сумевших практически реализовать и внедрить в практику массовой школы образовательную систему нового поколения "Школа 2100". Никогда в истории России столь высокая награда не присуждалась за создание новой образовательной системы.

Этот проект, выполненный группой академиков РАО А.А. Леонтьевым, Ш.А. Амонашвили, С.К. Бондыревой и рядом ведущих российских ученых - Бунеевым Р.Н., Вахрушевым А.А., Горячевым А.В., Даниловым Д.Д., Ладыженской Т.А. и другими, целиком построен на лучших российских педагогических традициях, исследованиях РАО последних лет и четко учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия.

Но самое главное - ученым удалось создать образовательную систему, которая готовит молодых людей к реальной современной жизни, к продуктивной деятельности и вооружает их солидным творческим потенциалом, учит решать самые сложные жизненные задачи, приучает постоянно пополнять свои знания, принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Это удачный опыт системного построения образовательного пространства с учетом непрерывности и преемственности всех ступеней образования.

Аналогов этой разработке, по признанию самих зарубежных педагогов, в мире пока не существует. Это неудивительно, потому что цитатами из книг академика А.А. Леонтьева начинается большая часть учебников высших учебных заведений. Академик Ш.А. Амонашвили хорошо известен как создатель "гуманной педагогики", а работы академика С.К. Бондыревой по педагогике стали классическими. Но важно, что в этом случае теория нашла практическую реализацию в учебниках и учебных пособиях по всем предметам федерального компонента с 1-го по 11-й класс массовой общеобразовательной школы, которые сегодня используют около 37 процентов российских школ. Эти учебные книги уже 15 лет входят в Федеральный перечень учебников РФ.

Учебные книги, созданные в рамках проекта образовательная система "Школа 2100", хорошо известны во всех регионах России, странах СНГ и Балтии. С них начиналось реформирование образования в постсоветский период, сегодня они уверенно занимают в школе свое место. Вспомните учебники Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой по русскому языку и литературе. Большая часть российских школьников, занявших первое место в мировом тестировании PIRLS в 2006 году, учились по этим книгам. Курс информатики А.В. Горячева - первые учебники, в которых построена система обучения работе с информацией. Вспомните учебники А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, в которых предложена целостная картина мира, и многие другие.

Работа по Системе устраняет ненужные школьные перегрузки, сохраняя здоровье, делает процесс обучения увлекательным и творческим. Гражданственность и патриотизм становятся убеждением, а умение понимать позицию другого человека - нормой. Но самое главное - эта образовательная система дает возможность развить у молодого человека его потенциальные способности, которые раньше часто оставались не раскрыты.

Ученые разработали технологии и средства для достижения столь сложных целей. Это психолого-педагогические принципы нового поколения, учет которых предполагает отказ от многих привычных образовательных стереотипов. Содержание соответствует государственному стандарту, но во всех учебниках рассматривается как ориентировочная основа для организации самостоятельной деятельности, формирования коммуникативных, социальных навыков. В Системе решена одна из самых болезненных проблем нашего образования: непрерывности и преемственности на всех ступенях обучения. А это значит, что здесь нет стрессового включения ребенка в школьную жизнь, срывов во время перехода из начальной школы в среднюю, а старшие классы построены так, что продолжение образования является естественным процессом.

Показательно, что вся работа проходила при поддержке и под контролем Российской академии образования. На разных стадиях готовности проекта он обсуждался и корректировался. Было осуществлено несколько многолетних экспериментов по апробации эффективности образовательной системы. Иногда казалось, что задачи, поставленные перед творческим коллективом - а он насчитывает более 98 специалистов, - в такие короткие сроки недостижимы. Но ученые справились с поставленной перед ними задачей.

16 ноября 2005 года на президиуме РАО был заслушан вопрос о результатах комплексной экспертизы образовательной системы "Школа 2100" и принято постановление о признании ее в качестве личностно-ориентированной, развивающей образовательной системы нового поколения, соответствующей государственной политике. Уникальность экспертизы заключалась в том, что были проанализированы учебники, реализующие образовательную систему, на предмет соответствия заявленным научным положениям системы. Президент Российской академии образования Николай Дмитриевич Никандров отметил, что необходимо стремиться, чтобы впредь все крупные разработки в области образования, претендующие на новизну, обсуждались и утверждались на президиуме РАО.

Много молодых людей, обучавшихся по учебникам образовательной системы "Школа 2100", уже окончили школу и заняли свое достойное место в жизни. А те, кто еще учится, уверенно побеждают на олимпиадах разного уровня. Для них реальностью стал тезис образовательной системы, что ученик должен обязательно обогнать своих учителей. Ибо только так можно обеспечить прогресс и процветание нашего государства.

Россия может и должна вернуть себе звание страны, обладающей самой эффективной системой образования. И создание "Школы 2100" внушает надежду на возрождение на новом уровне наших образовательных традиций.

С высокой наградой вас, коллеги!

Образование Наука