Кризис серьезно подкосил угольную отрасль России, которая оказалась "крайней" в цепочке пострадавших рыночных субъектов. Опрошенные нами эксперты предсказывают, что в этом году добыча опустится на четверть, и как этому противостоять - сказать затрудняются. Остается уповать на поддержку государства - что и сделали участники "круглого стола" в СФ на прошлой неделе.
Россия поставляет уголь в 45 стран, ее доля на мировом рынке составляет 12 процентов. Можно было ожидать, что по отрасли ударит именно эта экспортная зависимость. Но главный удар пришелся с другой стороны - через падение бизнесов других экспортозависимых отраслей. Так, производители стали напрямую или опосредованно контролировать 60 процентов добычи коксующегося угля.
Рынок свободной торговли углем до кризиса был достаточно большой - около 42 миллионов тонн угольного концентрата в 2007 году. В конце 80-х годов прошлого века в мире начался интенсивный рост мирового потребления всех энергоносителей, при этом больше всего интенсифицировались темпы роста потребления угля. В условиях, когда высокие цены на нефть и газ тормозили дальнейшее развитие мировой экономики, относительно дешевый уголь становился все более популярным энергоносителем.
В России в конце 70-х годов, когда были открыты газовые месторождения в Сибири, российское правительство взяло курс на газификацию страны, предусматривающую ориентацию на преимущественное использование в электроэнергетике природного газа. Началась так называемая газовая пауза - переходный период, во время которого надо было обеспечить опережающий рост энергетики по сравнению с промышленностью, причем этот рост должен был состояться за счет генерации, работающей на газе. Программа была рассчитана на 1,5-2 десятилетия, однако, по мнению председателя Комитета ГД по энергетике Юрия Липатова, пауза затянулась. Несмотря на ежегодное увеличение объемов добычи угля, начиная с 1999 года доля добычи угля в общем объеме добычи энергоресурсов остается незначительной.
Наша угольная отрасль обеспечивает прежде всего металлургические и химические предприятия, а потом уже электроэнергетику. По данным Юрия Липатова, доля угольных ТЭЦ составляет всего лишь 26 процентов.
Возникает вопрос: почему энергетика не переходит на уголь? Нет мотивации. Газ как был, так и остается достаточно дешевым топливом для внутреннего потребления. Опыт показывает: пока не будет экономической и технической мотивации, проблема не будет решаться.
В феврале прошлого года правительство представило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики. В документе прогнозировалось, что к 2020 году в общей сложности у нас должно быть по оптимистическому сценарию 380 гигаватт энергетических мощностей. Там запланировано увеличение доли тепловых электростанций, работающих на угле, до 40 процентов. Но кризис спутал все карты. После того как металлурги свернули производство, необходимость в коксующихся углях сильно упала. На мировых рынках резко подешевела нефть, за ней неминуемо последует газ, и тогда переводить энергетику на уголь будет совсем уж невыгодно.
По мнению экспертов, в 2009 году ожидается снижение спроса металлургии на коксующийся уголь, а также снижение потребления электроэнергии, стало быть, будет падать и добыча угля.
По данным Юрия Липатова, снижение потребления электроэнергии за январь текущего года к январю 2008 года наблюдалось повсеместно. В Южном федеральном округе потребление упало на 1-2 процента, на Дальнем Востоке - на 3-4 процента, на Урале и в Поволжье - на 10-12 процентов. На остальной европейской территории падение составило 5-6 процентов. Причем здесь явно просматриваются территории, где есть металлургические комбинаты, где спад составил 10-12 процентов, например, в Липецкой области потребление снизилось на 20-25 процентов.
Цены идут вниз как по зарубежным, так и по внутренним контрактам. Скажем, цены по внешним контрактам на энергетический уголь за полугодие, июль-декабрь, уже упали вдвое. На кокс - упали втрое, и все говорит о том, что спрос в ближайшее время будет падать. Экспорт энергетического угля рухнул на 30 процентов.
Юрий Липатов считает, что для спасения отрасли необходимо срочно менять налогообложение при добыче угля по специфической ставке на добычу полезных ископаемых. Сейчас в ГД прорабатывается закон, который установит специфическую ставку - 58 рублей на тонну для антрацитов и коксующихся углей, 9 рублей - для бурых углей и 20 рублей - для прочих.
Без действенной поддержки на федеральном уровне в апреле-мае текущего года в угольной промышленности может возникнуть крайне неблагополучная ситуация. Об этом заявил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике Сергей Шатиров на "круглом столе" "О мерах государственной поддержки угольной отрасли России". По оценке сенатора, если ничего не предпринимать, потери национальной экономики на угольном рынке могут иметь необратимые последствия.
Помимо сокращения спроса существуют и другие кризисные факторы, например рост неплатежей за поставляемую продукцию (по некоторым данным, общая задолженность за поставленный уголь на конец февраля составляет 22 миллиарда рублей, из них на металлургов приходится 20 миллиардов). Бьет по отрасли и увеличение дефицита доступных кредитных ресурсов. Негативно влияет также изменение курса рубля к доллару и евро (поскольку именно изменение курсов валют в первую очередь влияет на стоимость проводимых в отрасли программ модернизации производства). Параллельно у отрасли сохраняются докризисные проблемы. Это прежде всего низкая пропускная способность железнодорожных и портовых мощностей.
Дополнительные сложности для отрасли может создать социальный аспект. По оценкам экспертов, в случае массовых сокращений работников наиболее уязвимым регионом станет Кемеровская область, где сосредоточено более 50 процентов добычи угля. Моноотраслевая специфика населенных пунктов, расположенных при угольных предприятиях, грозит социальной катастрофой в случае сокращения объемов добычи, остановки шахт, разрезов, обогатительных фабрик.
На "круглом столе" в Совете Федерации был озвучен ряд антикризисных рекомендаций правительству. В частности, предлагается образовать межведомственный координационный центр по решению проблем угольной промышленности, дополнить Энергетическую стратегию России разделами о налоговом стимулировании использования ресурсов угольных месторождений, а также внести поправки в бюджет на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов. Эти поправки должны компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов при введении дифференцированного порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых на добычу угля, а также продлить сроки действия возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным угольными предприятиями на обновление производственных фондов. Кроме того, предлагается создать объединенную лизинговую компанию для обеспечения угледобывающих предприятий горнотранспортным оборудованием, а также обнулить таможенные пошлины на экспорт угля, который в текущих условиях является основной возможностью по поддержанию рентабельности бизнеса.
Впрочем, власти нельзя обвинить в бездействии. Минэнерго уже начало проработку механизма компенсации 2/3 ставки рефинансирования по кредитам угольных компаний. Кроме того, в ближайших планах правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле - рассмотреть целесообразность повышения импортных пошлин на коксующийся уголь с 5 до 15 процентов.