26.03.2009 04:00
В мире

Отставка чешского правительства грозит Европе политическим кризисом

Отставка чешского правительства грозит единой Европе политическим кризисом
Текст:  Дарья Юрьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4875)
Читать на сайте RG.RU

Александр Рар, эксперт Германского совета по внешней политике:

- Поддержав вотум недоверия большинством голосов, парламент Чехии отправил в отставку кабинет министров премьера Мирека Тополанека.

Теперь согласно конституции президенту страны Вацлаву Клаусу предстоит назначить нового главу правительства. В случае если чешский лидер не решится повторно доверить формирование кабинета Тополанеку, тот намерен добиваться проведения досрочных парламентских выборов.

Свержение чешского правительства - это шок для Евросоюза, который таким образом потерял своего председателя. Даже если Тополанек временно останется премьер-министром, политический кризис в Чехии все равно будет иметь громадные последствия для ЕС. Внутри страны давно складывались две фракции: одна - за Европу, другая - против. И с уходом Тополанека в Чехии не исключена ситуация, когда к власти придут силы, выступающие против укрепления ЕС.

Тот факт, что председателем Евросоюза может стать государство, которое с большим скептицизмом относится к евроинтеграции, одновременно и нонсенс, и угроза. Тем более что ЕС сегодня должен решать самую серьезную в своей истории финансовую задачу - противостоять мировому экономическому кризису. Можно даже говорить о том, что этот экономический кризис сейчас переходит в политический - падение кабинета министров в Чехии свидетельствует и об этом. На политической карте Европы немало изменений - меняются правительства в Бельгии, в Венгрии, в Прибалтийских государствах, не исключены перестановки на Украине.

Происходящее можно сравнить с тем "эффектом домино", который сваливал одно правительство за другим 20 лет тому назад, когда рухнул Варшавский договор. Поэтому ситуация действительно непростая, и касается она не только Чехии, но и всей Европы.

Отставка чешского правительства, естественно, связана с финансовым кризисом. В западном обществе распространяется паника, СМИ описывают положение самыми черными красками, полученная информация все больше запугивает людей. Европейцы, привыкшие за последние 20 лет к постоянному увеличению своего благосостояния, не довольны тем, как правительства справляются, вернее, не справляются с ситуацией. Евросоюз слабеет на глазах, теряет политический вес, и его жители винят в этом власти. В Чехии ситуация еще усугублялась тем, что правящая коалиция была достаточно слаба. Это переросло в прямое противостояние между президентом Клаусом и премьер-министром Тополанеком, особенно когда речь шла о "больших" европейских вопросах. Естественно, оппозиционные партии и другие политические силы воспользовались моментом для того, чтобы свергнуть правительство и самим прийти к власти. Так произошло в Чехии, так будет происходить и в других странах. Я думаю, что и у Германии могут появиться большие проблемы перед выборами в сентябре этого года.

Зато вопрос о размещении в Чехии элементов американской ПРО решился сам по себе. Эта инициатива сейчас становится все менее актуальна. Финансовый кризис поглотил ее сторонников в чешском правительстве, да и сама администрация США во главе с Бараком Обамой подала Праге четкие сигналы о том, что затеянный экс-президентом Джорджем Бушем проект для американцев уже не является приоритетным. Сейчас происходит попытка примириться с Россией, поэтому вопрос ПРО действительно перестанет быть настолько важным и Чехия больше не будет чувствовать такого напряжения в вопросах безопасности, как в предыдущие месяцы.

Что касается Польши, не думаю, что она выдержит статус единственного плацдарма НАТО в отношении России. Да и сама она этого не захочет. Внутри НАТО действительно еще сохраняются тенденции спасти то, что планировал Буш, и создать новый кордон вокруг России, где-то сдерживать ее. Но в то же время предстоящая историческая встреча в верхах между Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым должна изменить ситуацию. И Европа будет отходить от политики противостояния с Россией. Судя по тому, как развивается ситуация, все идет на руку российским интересам. Европейцы в большинстве своем понимают, что в разгар финансового кризиса нужно тесно работать с Россией, которая обладает ресурсами, необходимыми западным экономикам для восстановления своей мощи в посткризисную эпоху. Думаю, проблема ПРО - это, если можно так осторожно сказать, аспекты прошлого. Сейчас мы, скорее всего, будем говорить о близком сотрудничестве.

Возможно, в некоторое противоречие с этим вступает недавнее решение ЕС о модернизации ГТС Украины без участия России, вызвавшее достаточно резкую реакцию в Москве. Но стоит учесть, что это пока не окончательное решение. Действительно, руководство Еврокомиссии попыталось таким образом спасти Украину от экономического коллапса и заодно не допустить ее возвращения на "орбиту" Москвы. Но согласно принятым документам деньги на восстановление транспортных путей Украины не могут поступать из кошельков европейских налогоплательщиков. Предполагается, что средства на эти цели будут давать компании, большинство из которых связаны с Россией долгосрочными обязательствами и стратегическим сотрудничеством. Вряд ли они поддержат политику Евросоюза, которая направлена на исключение, а не подключение России к газовому консорциуму. Я думаю, эта идея фикс столкнется с финансовыми трудностями - на такие амбициозные планы у Запада сегодня не будет хватать денег.

Чехия