26.03.2009 03:00
Экономика

В Москве электрифицируют царскую дорогу и пустят поезда-челноки в спальные районы

Москвичи будут объезжать пробки на поезде
Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4876)
Читать на сайте RG.RU

В столице электрифицируют царскую дорогу и пустят поезда-челноки в спальные районы.

Царь-поезд

Летом в Москве первые пассажирские электрички побегут по внутригородским маршрутам.

Вообще-то мысль задействовать потенциал столичного Малого кольца железной дороги (МКЖД) в перевозке пассажиров родилась еще эдак лет 30-40 назад. Но все это время она и оставалась лишь мыслью. Налицо парадокс: в городе, который в прямом и в переносном смысле задыхается от автомобильных пробок, недозагружены сотни километров дорог. Речь - о наземных железнодорожных магистралях, которых на территории Москвы проложено свыше 250 километров.

Для сравнения: протяженность линий метро не намного больше: примерно 290 километров. Но при этом подземка несет основную тяжесть по перемещению горожан.

Наземные стальные пути лишь частично задействованы в пассажирских перевозках, и то преимущественно на пригородных направлениях. Зато по рельсам возят грузы, причем через столицу идет значительный объем транзитных товарных составов.

Заметим, что МКЖД вокруг города проложили еще при императоре Николае II, причем дорогу задумывали не только в качестве удобного средства снабжения столицы товарами, но и для перевозки москвичей и приезжих. Правда, пассажирское движение было незначительным и просуществовало недолго: около года. В прошлом году кольцу стукнул юбилей - 100 лет, по этому случаю по маршруту запустили ретропоезд с настоящим паровозом. Поохали над грандиозностью проекта, и заодно пообещали возродить дорогу. В принципе хотели это сделать еще до конца 2008 года.

Не сложилось. В этом году шансов на успех больше: работа буквально кипит. Запустить пассажирские экспрессы по городу сначала планируют на участке "Пресня-Канатчиково": идут работы по обустройству пяти станций и соединительной ветки с радиальным Павелецким направлением. Первые пассажиры оценят преимущества поездок без пробок ориентировочно во втором квартале текущего года.

Изюминка кольца прежде всего в том, что когда эту дорогу строили, то она проходила по столичным окраинам. За век город, естественно, разросся, и сегодня линия естественным образом оказалась в центре испытывающего серьезные транспортные проблемы мегаполиса.

Ну согласитесь: грех таким подарком предков не воспользоваться.

В стиле ретро

МКЖД - это почти 55 км путей, причем кольцо связывает 11 радиальных направлений. Правда, сейчас по нему неспешно ползут составы на хрестоматийной тепловозной тяге. Для того чтобы в полной мере раскрыть ее потенциал для пассажиров, дорогу предстоит полностью реконструировать и электрифицировать. Само собой, нынешние электрички заменят современными: они будут покороче, зато более быстрые и комфортабельные.

Проект сложный, затратный и, что немаловажно, недостаточно быстро окупаемый.

Хотя - это как считать. Недавно главный госавтоинспектор России Виктор Кирьянов обнародовал результаты исследования Московского автомобильно-дорожного института. Согласно расчетам, социально-экономический ущерб от пробок в столице составляет 40 млрд рублей в год. В расчет брались потери времени на передвижение и отрицательное влияние машин на окружающую среду.

Экологически безвредные электрички призваны минимизировать ущерб. Согласно планам до 2012 года завершат электрификацию кольца. А до конца 2015 года полностью реконструируют станции, после чего кольцо "закрутится" в полную мощь.

В идеале окружная железная дорога должна стать своего рода дублером кольцевой линии метро. Наземка будет иметь 11 общих станций пересадки с подземкой. Если все планы удастся воплотить, то к 2015 году электрички по наземному кольцу будут ходить с таким же интервалом, как и под землей. МКЖД оценочно разгрузит метро и автомагистрали на 250 миллионов пассажиров в год.

К тому же не стоит сбрасывать со счетов и туристическую составляющую. Напомним: дорога историческая, некоторые станции и депо до сих пор активно используются при съемке фильмов, сюжеты которых разворачиваются в дореволюционной Москве. Сохранились "царские" железнодорожные постройки в районе станций Лихоборы, Владыкино, Петровское-Разумовское, Братцево, Серебряный Бор и Воробьевы горы. Некоторые из них признаны памятниками архитектуры.

Редкий турист откажется от поездки "в прошлое". К тому же, что немаловажно в наше финансовое лихолетье, поездки бюджетной.

Бирюлево. Следующая - новый мир

- Для решения транспортных проблем на юге города необходимо построить туннели и эстакады через железнодорожные пути, - сообщил журналистам председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов. - Мы также считаем, что необходимо пустить поезд-челнок от Павелецкого вокзала до района Бирюлево с несколькими остановками около станций метро.

О Бирюлево и проблемах его жителей знает без преувеличения вся страна. Помните слезовыжимательную песню, с которой начиналась каждая серия "Моей прекрасной няни"? Ну конечно, как такое забудешь: "Она работала в бутике Бирюлево, пока ее парень не выкинул с работы... Она пошла на удачу, как по мосту из Бирюлево в новый мир...".

- Районам Бирюлево-Западное и Бирюлево-Восточное не хватает мест приложения труда, - соглашается главный архитектор столицы Александр Кузьмин.

Между тем на территории Южного округа проживает 10 процентов населения Москвы. Метро в ближайшие годы им определенно не светит, и далеко не все из них, подобно прекрасным няням, готовы идти пешком из Бирюлево в новый мир. Именно для таких решено запустить поезд-челнок от Павелецкого вокзала до Бирюлева с остановками у станций метро.

Разумеется, на юге строят и традиционные развязки на автомагистралях, реконструируют улицы. Но на поезд-челнок - особые надежды. Поезда ведь ходят вне зависимости от пробок, а это дорогого стоит. К тому же Бирюлево - лишь начало. Когда подобные челноки побегут в другие спальные районы столицы, город преобразится.

Правда, многие детали этих проектов пока не известны. Идей так много, и они такие прорывные, что о некоторых из них железнодорожники узнают из газет.

Но настоящая проблема не в этом. Хуже то, что правительство Москвы и РЖД к разработке генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла приступили еще осенью 2006 года. Тогда эксперты прикинули и решили, что вполне реально удвоить число пассажиров железной дороги в столице и полностью исключить следование через Москву транзитных грузов, и т. д. Только до 2020 года реализация намеченного стоила 770 млрд рублей. В сытые и тучные годы астрономическая цифра не смущала. И экономистов, которые говорили о надвигающемся кризисе, тогда называли маргиналами.

Пришли иные времена... Но есть и хорошая новость. По данным начальника столичного управления ГИБДД генерал-майора милиции Сергея Казанцева, из-за кризиса на дорогах города число автомобилей уменьшилось на 10 процентов. А число продаж новых авто упало на треть. Тем не менее оценочно к концу года в Москве будет четыре миллиона авто (сегодня их 3,5 млн), и все антипробочные проекты по-прежнему актуальны.

В Бирюлево "городскую электричку", во всяком случае, ждут с нетерпением.

Кстати

До 2020 года в Москве, в частности, должны быть построены:

Терминальный комплекс в районе станции Каланчевская (рядом с Казанским, Ленинградским и Ярославским вокзалами). Комплекс свяжет железнодорожным сообщением три аэропорта столицы, и будет обслуживать высокоскоростную линию Москва - Санкт-Петербург.

В районе площади Ильича - Южный вокзал (рабочее название), с которого будут осуществляться перевозки в южном направлении.

Новые пассажирские технические станции Перово, Бирюлево, Ховрино, Лосиноостровская - для формирования и обслуживая пассажирских составов, Ховрино и парк Товарная Октябрьская - для высокоскоростного сообщения Москва - Санкт-Петербург.

Все проекты разработаны до кризиса.

Телефон справочной службы МЖД: 8 (495) 266-20-50.

Телефон "горячей линии" МЖД по вопросам обслуживания пассажиров электропоездов: 8 (495) 266-01-53.

Телефон "горячей линии" РЖД по вопросам льготного проезда: 8 (495) 262-50-50.

Общественный транспорт Москва Столица