Вчера рыбаки вновь просили правительство о дополнительных преференциях. Первый вице-премьер Виктор Зубков встретился с представителями рыбного бизнеса, чтобы обсудить пакет антикризисных мер.
Он напомнил, что в 2009 году планируется нарастить улов до 3,65 миллиона тонн и увеличить долю отечественной рыбы на рынке до 70 процентов (сейчас около 66 процентов). В условиях кризиса это непростая задача, подчеркнул первый вице-премьер.
Однако выполнять ее нужно, в том числе "насыщая рынок недорогими сортами рыбы". В ответ президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Герман Зверев заявил, что члены этой организации в 2009 году готовы увеличить поставки минтая на родной берег на 120 тысяч тонн. Но, чтобы собрать все необходимые документы, сделать анализы продукции, минтайщикам придется истратить около одного миллиарда рублей. И попросил Виктора Зубкова снизить этот "административный барьер".
Тут, правда, выяснилось, что в первом квартале этого года члены ассоциации поставили на российский берег на 10 процентов меньше минтая, чем за тот же период 2008 года. И дело вовсе не в административных барьерах. Просто прошлым летом подорожало топливо, минтайщики много задолжали китайским кредиторам. А продавать рыбу на экспорт за доллары сейчас выгодней, чем в Россию - за рубли. Однако, по данным Росрыболовства, суммарная поставка рыбы на российский берег с начала года выросла на 20 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Хотя не только минтайщики, но и другие рыбаки дорого платили за топливо полгода назад. Но многим это не помешало вспомнить о потребителях в своей стране.
Крупный рыбопромышленник Дмитрий Дремлюга (он, кстати, тоже член АДМ) сообщил корреспонденту "РГ", что, как и в прошлом году, так и в этом, поставляет рыбу только на российский берег. Причем цены у него и в марте такие же, как были в декабре. "Мы продаем рыбу по той цене, по которой ее может съесть российский народ", - пояснил Дмитрий Дремлюга. Но для того чтобы нарастить поставки "народной" рыбы на российский берег, по его мнению, необходимо вдвое снизить железнодорожные тарифы на перевозку рыбы с Дальнего Востока. Сейчас отпускная цена мороженой сельди в порту Владивостока - 19 рублей за килограмм, а ее транспортировка до Москвы стоит 9 рублей. "Для нас скидка на 4,5-5 рублей дело принципиальное", - сообщил Дмитрий Дремлюга.
Сейчас в европейской части страны на рынках доминирует атлантическая селедка, импортированная из Норвегии. Тихоокеанская - вкуснее, но даже с учетом девальвации рубля она дороже импортной сестры. Поэтому на рынке ее мало. По расчетам Росрыболовства, на субсидии для РЖД, чтобы снизить тарифы, потребуется около двух миллиардов рублей. Однако Дмитрий Дремлюга утверждает, что часть этих денег железнодорожники вернут себе на увеличении объема перевозок подешевевшей рыбы. В комплексе антикризисных мер, которые разработало и предлагает правительству Росрыболовство, предусмотрено снижение тарифов на два периода в году, когда на Тихом океане путина. Кроме того, в этом документе предлагается поэтапно повышать вывозные пошлины на российское рыбное сырье. И, наоборот, ввозные пошлины - на переработанную рыбу. Цель - создать новые рабочие места на нашем берегу, а не за границей.
Андрей Крайний утверждает, что если меры, предлагаемые Росрыболовством, будут реализованы, в депрессивных приморских регионах появится около 20 тысяч новых рабочих мест. Еще один плюс - появление на прилавках сравнительно недорогой рыбы, которая может стать антикризисным продуктом для миллионов российских семей. Александр Гривняк, директор одной из крупнейших в стране рыбоперерабатывающих компаний, подтвердил, что в России можно продать значительно больше рыбы, чем сейчас. Но для этого она должна быть дешевле.