Сегодня в Москве открывается Международная конференция, посвященная использованию инновационных технологий в лечении болезней, связанных с перегрузкой организма железом.
Откуда этот избыток? Как с ним бороться? Об этом накануне форума корреспондент "РГ" беседовал с директором Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии членом-корреспондентом РАМН Александром Румянцевым.
Российская газета: От избытка железа в организме более всего страдают пациенты с наследственными и онкологическими заболеваниями. Почему?
Александр Румянцев: Потому что именно этим пациентам, а их немало, требуется систематическое переливание донорской крови для поддерживающего лечения. А донорские эритроциты содержат много железа. И это приводит к перегрузке им тканей и органов. Прежде всего сердца, печени. Уже после 10-20 переливаний их нормальная деятельность нарушается. "Железные" пациенты, если им не помогать, становятся тяжелейшими инвалидами.
РГ: Если им не помогать... Значит, помочь все-таки можно?
Румянцев: Долгие годы специалисты во всех странах работали над созданием вещества, способного избирательно выводить железо из организма пациентов, "привязанных" к частым переливаниям донорской крови. Именно избирательно. Удалось это не сразу и не вдруг. Сперва появился достаточно эффективный препарат. Однако он выводил не только железо, но и другие важные для организма металлы, например, медь, цинк. Кроме того, препарат требовал длительного (8-10 часов) подкожного введения 5-7 дней в неделю. В зависимости от частоты переливания крови. И все это, конечно, только в условиях стационара. Представьте на минуту, каково положение, состояние пациента, ребенка тем более, при такой методике лечения. А отказ - смерти равносилен.
Целых 20 лет шла разработка нового, удобного и эффективного препарата. Наконец он появился. Он выводит из организма железо и не затрагивает другие микроэлементы. Отпала нужда в капельнице. Достаточно один раз в сутки растворить таблетку в жидкости и выпить ее. Отпала и нужда бесконечного пребывания в стационаре. Таблетки можно по назначению врача принимать в амбулаторных условиях. Разработаны специальные схемы применения. И если такая терапия проводится в полном объеме, то пациент может вести нормальный образ жизни. Произошла революция в лечении тяжелейших заболеваний крови.
РГ: Участники конференции обсудят не только научно-практические аспекты лечения избыточного железа, но и доступность новой терапии?
Румянцев: Конечно! Пока ее применяют в стационарах крупных столичных научных центров, в региональных центрах, где больные онкологического и гематологического профиля. Препарат очень дорогой. Его стоимость выходит за рамки финансовых возможностей не только семьи больного, но и государства. В среднем за один месяц на взрослого пациента расходуется 102 тысячи рублей, на ребенка - 50 тысяч рублей.
В цивилизованных странах, где действует страховое обеспечение лечения, препарат доступен всем нуждающимся в нем. Наш центр для амбулаторного лечения детей приобрел его не за государственные средства, а на средства благотворительных организаций, ассоциаций пациентов. Препарат должен быть введен в список для амбулаторного лечения, чтобы врач мог его назначать. И надо всячески поощрять благотворительную помощь.