30.03.2009 02:00
Культура

В театре Станиславского и Немировича-Данченко воспроизвели старинный датский балет "Неаполь"

В театре Станиславского и Немировича-Данченко воспроизвели старинный датский балет "Неаполь"
Текст:  Ярослав Седов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4877)
Читать на сайте RG.RU

В музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера балета "Неаполь, или Рыбак и его невеста" классика датской хореографии XIX века Августа Бурнонвиля. Старинный спектакль воспроизвел в Москве Фрэнк Андерсен, танцовщик и хореограф королевского балета Дании. Декорации - Микаэль Мелби, костюмы - Дейдре Кленси, дирижер - Антон Гришанин.

"Неаполь" - один из самых ярких образцов стиля хореографа Августа Бурнонвиля, руководившего Датским королевским балетом с 1829 по 1879 год, создавшего собственную школу классического танца и поставившего более полусотни спектаклей. Именно Бурнонвилю принадлежит самый старый из балетов, дошедших до наших дней в неприкосновенности, - "Сильфида", поставленная в Дании в 1836 году по мотивам популярной в те годы одноименной парижской постановки с участием Марии Тальони. А в 1842 году Ганс Христиан Андерсен, друживший с Бурнонвилем и обсуждавший с ним идеи многих постановок, восторженным письмом отозвался на премьеру балета "Неаполь".

В основе сюжета - приключения неаполитанского рыбака Дженнаро и его невесты Терезы. Девушка тонет во время шторма, превращается в наяду и попадает под обаяние морского царя. Но жених разыскивает ее в подводном царстве, вовремя распугивает нечисть изображением Мадонны и святым распятием, после чего возвращает невесту на грешную землю и благополучно празднует свадьбу.

Эта история дала Бурнонвилю повод на протяжении трех действий показать на сцене все свои любимые приемы: живописную режиссуру, напоминающую жанровые картины эпохи с детально выписанными сценками, броскую пантомиму, всевозможные чудеса театральной машинерии вроде грозы или мгновенного превращения бытового платья героини в наряд русалки и наоборот.

Театр Станиславского и Немировича-Данченко получил "Неаполь" из первых рук: спектакль перенес на московскую сцену один из главных хранителей хореографического наследия Бурнонвиля, знаменитый танцовщик и балетмейстер Фрэнк Андерсен. Ему помогала супруга Ева, в прошлом балерина датской труппы, а ныне педагог классического танца, дающая уроки самой королеве Маргрете II, которая лично покровительствует датскому театру.

Ближе всего артистам оказалась стихия яркой театральной игры, в традициях которой всегда существовала труппа театра Станиславского и Немировича-Данченко, пронизанная духом студийных экспериментов основателей МХАТ. В разговорах о том, какие манеры считать естественными при исполнении ярко-условных, абсолютно противоположных традициям русского "психологического" театра, но притом детально мотивированных мизансцен Бурнонвиля, теперь утонет не одно поколение комментаторов.

Труппа же пока что тонет в водовороте труднейших танцев. К счастью, исполнители главных партий Ольга Сизых и Георгий Смилевски в первом составе, Оксана Кардаш и Семен Чудин во втором выплывают из глубин хореографической фантазии Бурнонвиля так же благополучно, как их герои - из морской пучины.

Театр