В Москве, в Гостином Дворе, вчера начал работу чрезвычайный съезд Союза кинематографистов России.
Открывая общее собрание делегатов, режиссер Никита Михалков сказал:
- Настала пора посмотреть друг другу в глаза и оценить, как нам жить дальше, как будет выглядеть одна из самых великих кинематографий не только перед нашей страной, но и перед мировой общественностью. Внутренне определиться без суеты, оценив сложившееся положение и услышав коллег, принять взвешенное, независимое решение. Вы вправе сами решать судьбу Союза.
Для участия в чрезвычайном Съезде СК зарегистрировались 2 тысячи 570 человек - 52,2 процента от общего числа кинематографистов, состоящих на учете в СК (по данным на 18 марта в СК зарегистрировано 4 тысячи 923 человека). Среди присутствующих на съезде актеры и режиссеры Светлана Дружина, Владимир Хотиненко, Наталия Белохвостикова, Сергей Безруков, Николай Бурляев, Василий Ливанов, Ирина Мирошниченко, Евгений Стеблов, Анастасия Вертинская, Станислав Любшин, Сергей Маковецкий, Лидия Федосеева-Шукшина и многие другие, известные стране люди. Кроме того, в работе съезда принял участие министр культуры РФ Александр Авдеев.
Член союза кинематографистов, народный артист России, член совета старейшин Михаил Ножкин, приветствуя делегатов съезда, сказал:
- По долгу профессии мы всегда находимся в фокусе, к нам особые претензии, мы должны быть достойны того места, которое занимаем в обществе. Наша задача показать зрителям, что мы можем сообща решать сложные вопросы. Мы обязаны провести съезд в уважении друг к другу. Пусть это будет объединительный съезд.
Ведение съезда кинематографистов поручили трем делегированным лицам: Евгению Герасимову, Дмитрию Месхиеву, Александру Михайлову. Затем приняли повестку дня, утвердили регламент, состав секретариата, а также мандатной и счетной комиссии. Далее заслушали отчет председателя Союза кинематографистов Никиты Михалкова:
- Я вынужден ответить на жесткие, бескомпромиссные обвинения, которые выглядят убедительными. Я собираюсь уходить, но не могу себе позволить уйти невыслушанным, оболганным. Я слишком уважаю моих коллег и себя, чтобы позволить себе быть отправленным без того, чтобы меня услышали. Вам решать, с кем и как двигаться дальше.
Далее Никита Сергеевич подробно ответил на все пункты обвинений, которые были слышны от его оппонентов в последнее время. В частности, сказал, что принимает упрек в том, что очередной съезд не состоялся, и это - нарушение:
- Съезд обязан был созвать правление СК по уставу. Вы, кинематографисты, знаете, что такое снимать кино, какая концентрация для этого нужна. Вместо того чтобы коллеги сами собрались, а я приехал бы, в декабре состоялся нелегитимный съезд. За две недели до того, как он должен был начаться, мы получили протоколы собрания. Подавляющее большинство протоколов было неправильно оформлено. Мы предупредили, что это так. Заместитель министра Александр Голутва, юрист и я говорили, давайте назовем это совещанием, а не съездом. Однако в результате председателем Союза кинематографистов был избран Марлен Хуциев. Он, безусловно, достоин руководства Союзом. Я и сам был готов его поддержать. Но не ставьте его в положение хоругвей, которые потом сами бросите в пыль. В результате мы получаем из минюста предписание: если до 1 апреля мы не проведем дела СК в порядок, то его деятельность будет приостановлена на полгода.
Я принял решение по требованию более 50 процентов наших коллег о созыве внеочередного съезда. Я не хочу отвечать за то, что СК будет развален. Не хочу ужаса от того, что собственность Союза кинематографистов уйдет государству, потому что мы просто не можем жить по закону.
- Меня и моих товарищей обвиняли в должностных и криминальных преступлениях, - продолжил Никита Сергеевич. - Я не отрицаю ошибок начала руководства.
Привлечение к руководству исполнительного менеджмента изначально правильно: финансовыми и юридическими делами должны заниматься профессионалы.
Ошибка заключалась в том, что те профессионалы, которых я привел, не поняли сути сообщества кинематографистов - людей, которые по любому поводу имеют свое мнение. Именно поэтому их деятельность в СК оказалась деструктивной.
Никита Михалков отметил две главные вещи. Первая - это целостность: Союз как организацию удалось сохранить. И второе - то, что у Союза нет долгов. Он живет самостоятельно, и ни у кого ничего не просит.
По поводу Дома творчества в Пахре и пансионата "Болшево" Никита Михалков заявил:
- Решением о продаже Дома творчества в Пахре занимался господин Масленников. Правлением было решено перечислить деньги на реконструкцию пансионата "Болшево". Мы решили построить еще один этаж, а деньги кончились. В этом была ошибка. Реконструкция пансионата не завершена, но он остается нашей собственностью. Мы планируем оформить в собственность и участок, на котором расположен пансионат.
По поводу учреждения кинопремии "Золотой орел" Никита Михалков сказал:
- Я убежден, что не сама премия интересует господина Юлия Гусмана, а влияние на кино. Я противник того, чтобы шоумен был законодателем вкусов в кинематографе, вот почему учреждена премия "Золотой орел".
В заключение своего доклада Никита Михалков сказал следующее:
- Я ухожу, но хочу, чтобы вы понимали, что мне небезразлично, кто и как будет формировать вкусы нашего зрителя, особенно молодого. В декабре в СК пытались ввести либерально-атлантическую диктатуру с далеко идущими последствиями. Я расцениваю это как попытку рейдерского захвата. Есть такое понятие "Родину защищать", и это касается нас с вами. Я всегда готов к диалогу, готов понять и простить, извиниться, если виноват. Для меня единство Союза и человеческие отношения важнее, чем все остальное. Но сейчас я свободен и счастлив, чего и вам желаю.
Далее делегаты съезда должны были заслушать доклад ревизионной комиссии от председателя Андрея Герасимова. Однако он сказал, что не готов:
- Я не получил приглашение на этот съезд, но счел необходимым поприсутствовать. Мое положение двойственное. О докладе ревизионной комиссии я узнал только сегодня, войдя в этот зал.
После перерыва на съезде первым выступал генеральный директор "Мосфильма" Карен Шахназаров. Он предложил кандидатуру Никиты Михалкова на пост председателя СК, а также призвал избрать в руководящие органы Союза Марлена Хуциева:
- Я считаю, что Михалков должен продолжить руководство Союзом. Я считаю, что мы должны найти неформальное высокое место в руководстве для Марлена Мартыновича Хуциева, - сказал он и выразил надежду, что М.Хуциев не воспримет это предложение как какую-то уступку. По мнению Шахназарова, открывшийся в понедельник внеочередной съезд - уникальная возможность, когда можно с нуля, заново выстраивать отношения внутри организации. Никита Михалков со своей стороны заявил, что предлагает кандидатуру Марлена Хуциева на пост председателя Союза кинематографистов.
Вслед за этим начались прения. Кинокритик Виктор Матизен назвал обвинения Никиты Михалкова в том, что оппозиция и сторонники Марлена Хуциева ведут с Михалковым информационную войну, несостоятельными. Он сказал, что все материалы по поводу VII съезда Союза кинематографистов, размещенные в прессе, были редакционными заданиями.
- Доклад Никиты Михалкова можно принять к сведению, - сказал Матизен. - Но я удивляюсь тому, что мы не знали множества фактов. Атмосфера полной темноты в Союзе кинематографистов установилась именно с приходом Никиты Михалкова.
Актер Игорь Ливанов напомнил собравшимся, что еще 19 декабря Никита Михалков заявил о том, что хочет законно уйти с занимаемой должности:
- Это же он высказал нам и сегодня со всей серьезностью. Так вел себя Борис Годунов, которого уговаривали на царство. А потом пришли нелегитимные поляки и отняли у него собственность. Я категорически против назначения совестью нации Марлена Хуциева. У каждого есть своя совесть. Предлагаю на роль председателя СК Владимира Хотиненко.
Актриса Ирина Мирошниченко призналась, что прослезилась во время доклада Никиты Михалкова:
- У меня сжалось сердце. Три месяца человек живет с ощущением беды. Он в течение двух часов должен был нам что-то доказывать, хотя его фильмы достаточны для того, чтобы никогда не поставить под сомнение его помыслы. Я хотела бы сказать спасибо Никите Михалкову от нас, членов Союза кинематографистов. Режиссер документального кино Виталий Манский признался, что на VII съезде Союза кинематографистов голосовал за Марлена Хуциева, так как не видел результатов работы действующего правления СК.
Режиссер Валерий Усков вспомнил о том, как был вместе с Пырьевым при рождении СК. И добавил:
- Страсть у Михалкова та же, что была у Пырьева. Пост председателя это и трон, и скамья подсудимых. Никита Михалков - борец сильный и осмысленный. Исполняющий обязанности председателя Союза кинематографистов Михаил Пореченков заявил, что проработал в СК почти два года и не слышал ни одного слова поддержки от уважаемой оппозиции.
- Работать невозможно, когда тебе этого не дают. Пенсионный фонд СК, задуманный Никитой Михалковым, равно как и управляющая компания, приведенная им же, утоплены в криках оппозиции, - сказал Михаил Пореченков.
После окончания прений на пост председателя Союза кинематографистов России оказались выдвинутыми 6 кандидатов: Никита Михалков, Марлен Хуциев, Владимир Хотиненко, Дмитрий Месхиев, Николай Бурляев и Владимир Зельдин. Месхиев, Хотиненко и Бурляев сразу же взяли самоотвод в пользу Михалкова. Дмитрий Месхиев напомнил о том, что он руководит Петербургским СК и живет в Санкт-Петербурге, поэтому он не может предать своих коллег и тоже берет самоотвод. Голосование за кандидатуру Владимира Зельдина закончилась тем, что лишь трое участников съезда были "за". Поэтому ведущий съезда Евгений Герасимов снял кандидатуру Зельдина с дальнейшего голосования.
Перед тем как голосование продолжилось, Никита Михалков вновь взял слово:
- Я реально собираюсь уходить. Я не буду работать с теми людьми, которые организовали прошлый съезд Союза кинематографистов, за исключением Хуциева и Месхиева. Но я хочу оставить для себя лазейку. Понимаю, что нельзя бросать Союз сейчас, но хочу подготовить команду для дальнейшей работы.
Результаты заключительного голосования на съезде оказались следующими: Марлен Хуциев: 309 - за, 1719 - против, 132 - воздержались. Никита Михалков - 1932 - за, 171 - против, 88 - воздержались.
- Тяжелый, очень тяжелый груз на меня сваливается, - прокомментировал Михалков свое избрание. Он знает, о чем говорит, ведь Михалков был председателем Союза кинематографистов с 1997 года. - Но сейчас другого выхода нет, - продолжил Никита Сергеевич. - Поле вспахано, деревья выкорчеваны, пора сеять, а за поясом только сто топоров... Объединение без любви катастрофично... Сегодня я испытал давно забытые чувства, когда разные и давно не видевшие друг друга люди реально поняли, что смогут решить свою судьбу, судьбу друга и в конечном итоге судьбу страны. Когда что-то делается с любовью - это поможет обрести вектор, по которому надо жить. И это тоже защита Родины... Я принимаю бразды правления, чтобы сформировать команду.
В состав нового правления СК Михалков предложил ввести 35 человек. В их числе: Павел Лунгин, Валентина Талызина, Николай Бородачев, Карен Шахназаров, Евгений Герасимов, Сергей Безруков, Василий Ливанов , Владимир Наумов, Игорь Петренко, Михаил Пореченков, Константин Хабенский, Сергей Лазарук, Владимир Хотиненко, Владимир Малышев, Александр Адабашьян, Сергей Никоненко, Эдуард Володарский. Все эти кандидатуры были одобрены съездом. Михалков планирует, что у него будет три первых заместителя:
- Я хотел бы, чтобы за моей спиной стояли такие люди, как Малышев, Лазарук и Пореченков, - сказал он.
Сегодня чрезвычайный съезд СК продолжит свою работу.