31.03.2009 03:00
Экономика

В этом году объем продаж всех электронных билетов увеличится вдвое

В 2009 году объем продаж всех электронных билетов увеличится вдвое
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №0 (695)
Читать на сайте RG.RU

Недалек тот день, когда россияне навсегда распрощаются с бумажными билетами и будут летать на самолетах, ездить в поездах и ходить в театры по кредитке или по социальной карте. Пока же "бумага" еще присутствует даже там, где перешли на электронные билеты. В прошлом году таких билетов продано на сумму 24,58 миллиарда рублей. Из них авиабилетов - на 18,39 миллиарда, железнодорожных - на 2,82 миллиарда и на культурно-зрелищные мероприятия - на 3,37 миллиарда рублей. По прогнозу экспертов НАУЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли), объем продаж электронных билетов в 2009 году увеличится в 2 раза.

По словам председателя комитета по электронным билетам НАУЭТ Андрея Полозова-Яблонского, торговля электронными билетами в мире - это половина оборота всей электронной торговли и главная точка роста отрасли в целом.

Ситуация с торговлей авиабилетами радикально изменилась в прошлом году. С 1 июня 2008 года все основные российские авиаперевозчики перешли на электронные билеты. Таким образом мы догнали основной мировой рынок и вышли на тот уровень, который был предписан к 1 июня на 100 процентов продажи.

Как это влияет на электронную коммерцию? Андрей Полозов-Яблонский читает, что внедрение электронных билетов способствовало развитию продаж через Интернет. Электронные билеты сейчас можно купить и не прибегая к услугам Всемирной сети. Всего в 2008 году через Интернет было продано 36 процентов электронных билетов, а если взять февраль этого года, то мы видим, что уже 2/3 всех билетов продает Сеть. Значит - это большой потенциал для развития электронной коммерции.

По мнению Полозова-Яблонского, россияне будут все более использовать Интернет для покупки билетов, потому что растет число пользователей, и все большее число граждан приобретает навыки платежа через Сеть по карточкам. Соответственно будут расти и объемы продаж.

За 2008 год было продано билетов "Аэрофлота" через Интернет на 245 миллионов долларов, то есть в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Эта динамика должна сохраниться в целом по рынку и в этом году, несмотря на кризис. То есть целевая установка: около 30 процентов всех продаж авиабилетов через Интернет в течение трех лет, и выйти на 50 процентов от всех продаж через Интернет в течение пяти лет.

Электронные билеты получают распространение и на железнодорожном транспорте. В 2008 году интернет-услугами при покупке железнодорожных билетов воспользовались 1 миллион 226 тысяч пассажиров. При этом наблюдалась ярко выраженная динамика - объемы продаж в декабре в восемь раз превысили объемы продаж в январе.

Что касается продаж билетов на культурно-зрелищные мероприятия, то в 2009 году прогнозируется удвоение продаж билетов через Интернет.

У электронной торговли билетами есть институциональные, технологические проблемы, есть и проблемы с законодательством. В принципе, получая билет по электронной почте, клиент должен получить чек. Сейчас он его не получает. Пока участников рынка это не беспокоит, видимо, потому что контрольные органы еще не осознали размер рынка. Есть проблема с законом о защите информации, связанная с использованием систем бронирования иностранного производства.

Чтобы в дальнейшем в России можно было бы обходиться без билетного бланка и ограничиваться только электронными билетами, требуется довольно сильно "перелопатить" отечественное законодательство - как минимум Воздушный, Налоговый и Гражданский кодексы.

Транспорт Товары и цены