Приход бизнеса в жилищно-коммунальное хозяйство, государственно-частное партнерство в этой сфере вызвал надежды, что наконец-то наведут порядок, качество услуг станет выше и т.д. Пока надежды не сбылись. Почему? С этого вопроса началась беседа обозревателя "РБГ" с заместителем министра регионального развития России Сергеем Кругликом.
- Почему, Сергей Иванович, при всем старании идеологов реформы и граждан страны не достигнут необходимый паритет качества услуг и их оплаты?
- По пятибалльной шкале я бы оценил избранное направление реформы и вектор ее развития на пятерку. Исполнение же, на мой взгляд, заслуживает тройки. Причем с минусом.
Кризис особенно ярко высветил пестроту появившихся в управлении жилищно-коммунальным хозяйством бизнес-структур. Как оказалось, они по-разному отнеслись к возможности проявить себя на рынке, объем которого составляет триллионы рублей.
По нашим расчетам и выводам экспертов, можно при сложившейся конъюнктуре извлекать стабильный доход в течение 25 лет. Рентабельность - от трех до пяти процентов - не так велика, как, скажем, в сырьевых отраслях или на потребительском рынке. Привлекательными являются стабильность и перспективность прибыльной работы.
К сожалению, в числе прочих в ЖКХ пришли так называемые "скорохваты", предприниматели и управленцы, озабоченные прежде всего капитализацией доставшихся им объектов инфраструктуры, а не повышением эффективности и качества тепло-, водо-, газо-, энергоснабжения, благоустройством территорий, созданием комфортных условий жизни от Москвы до самых окраин. Минрегион следит за развитием ситуации, ведет постоянный мониторинг того, как выполняются обязательства, принятые бизнес-структурами при коммунальном хозяйстве.
Капитализировав, допустим, канализационные или тепловые сети, хотя по большому счету капитализировать там нечего, "бизнесмены" набрали кредиты на модернизацию хозяйства, не проводя ее. Грянул кризис. Расплачиваться по долгам нечем. Это нанесло ущерб финансовому положению ЖКХ.
Уже сейчас можно утверждать, что далеко не все управляющие и специализированные компании сохранятся в прежнем виде после кризиса.
Особых сожалений по этому поводу нет. Напротив, расчистится поле деятельности для грамотного и не "жлобского" бизнеса.
Другая сторона вопроса - квалификация и умелые действия органов местного самоуправления. Подготовка кадров ведется. Однако практический опыт - дело наживное. В это непростое время люди сами убедятся в правильности своей позиции на муниципальных выборах.
- Кризис есть кризис. Кому из коммунальщиков сейчас особенно тяжко?
- Тем, кто занимается водоснабжением и канализацией. Массовое оснащение жилья водосчетчиками привело к тому, что началось стихийное движение за экономию пользования водой. Парадокс заключается в том, что прежде не срабатывали призывы к рачительному расходу этого ресурса на бытовом уровне, не принимался во внимание зарубежный опыт. Теперь, само собой, люди почувствовали ощутимый результат, оплачивая собственные реально потребленные кубометры. По понятным причинам снизился расход воды на промышленных предприятиях. А местные "Водоканалы" рассчитывали свои мощности и поступление средств исходя из докризисных показателей. Думаю, что разумная сбалансированность будет достигнута.
Что касается других видов услуг, то влияние кризиса ощущается значительно слабее либо вовсе отсутствует. Во всяком случае, сокращение штатов происходит в обычном режиме.
- Сейчас часто звучит предложение на время кризиса заморозить тарифы, в том числе на услуги ЖКХ. Ваша точка зрения?
- На мой взгляд, это нереально, особенно в кризисных условиях и при растущей инфляции. Иное дело, что тарифное регулирование и ценообразование у нас далеки от совершенства, зачастую непонятны даже специалистам.
Беда в том, что до муниципального уровня доходит тарифное регулирование одного водоснабжения. Все остальное находится в руках субъектов Федерации. Приходит бизнесмен в городскую или поселковую администрацию с желанием взять в концессию источник централизованного теплоснабжения, собственником которого является муниципальное образование. Возражений нет. Интересуется бизнесмен тарифами на перспективу, ему же надо знать, за какое время удастся "отбить" вкладываемые средства. А это уже прерогатива субъекта Федерации.
Такой разрыв между ответственностью и регулированием надо ликвидировать. Иначе с концессионными соглашениями, защищающими интересы собственника, бизнеса и потребителей, ничего путного не получится.
Не так давно Ростовскому водопроводу исполнилось 140 лет. Краеведы раскопали в архивах, что тогда его взяли в концессию три купца, которым город благодарен по сию пору. Почти полтора века назад знали, как обращаться с концессионным механизмом в ЖКХ, а мы никак его не отладим.
- Регионам разрешили в нынешнем году воспользоваться всем четырехлетним лимитом средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Хватит ли сил?
- Высвобождаемые мощности строительно-монтажных организаций будут направлены на ремонтные работы, ликвидацию ветхого и аварийного жилья. Пример показывают Челябинская, Ростовская области, Татарстан, ряд других регионов.
В Татарстане нынешним летом на объектах, финансируемых из этого фонда, будут трудиться 25 тысяч строителей.
Еще в прошлом году многие регионы решили увеличить свою долю в софинансировании работ, предусмотренных законом об этом фонде. Ремонты проводятся не фрагментарно: здесь кровлю поменять, там лифтовое хозяйство обновить, а комплексно, причем с обязательной установкой приборов учета. Напомню, что в советское время ежегодно каждый десятый дом находился в ремонте. Неплохо бы и нам выйти на такой десятипроцентный норматив.
Оставшееся в 1991 году советское наследство в ЖКХ верой и правдой прослужило до конца 90-х. Уже в 2000 году начались серьезные проблемы, связанные с катастрофическим износом оборудования.
Нынешний отопительный сезон страна прошла без особых потрясений, тогда как зимой 2003 года почти в каждом пятом регионе замерзали целые города и поселки. Теперь же, несмотря на резкие перепады температур, что осложняло работу оборудования, без ЧП в жилищно-коммунальном хозяйстве перезимовали еще недавно проблемные Северо-Запад, Забайкалье и Дальний Восток. Решимость, с которой местные власти расстаются со старьем, вводя новые высокотехнологичные объекты ЖКХ, вызывает уважение.
И все же в целом нареканий в адрес отрасли очень и очень много. Преобразования в ЖКХ нередко связаны с мытарством тех, кому хотелось сделать как лучше... Вроде бы правильно и прочно выстроена вся цепочка, но в каждом ее звене встречаются огрехи. Вдруг появляется одна-единственная управляющая компания, не давая людям выбора, почему-то домовое собрание жильцов проводят не они сами, а все также неведомо откуда взявшаяся управляющая компания и т.д. и т.п. Все это противоречит законодательству. Однако происходит.
Справка "РБГ"
На 1 марта 2009 года в ЖКХ занято более 2,3 миллиона человек. 33 тысячи 845 организаций обеспечивают теплом, водой, газом, электроэнергией и другими видами услуг более 2 миллионов жилых домов площадью 3 триллиона квадратных метров, сотни тысяч объектов инфраструктуры, промышленные производства.
С 2005 года доля многоквартирных жилых домов, в которых собственники выбрали и реализуют способ управления, выросла в 3 раза и достигла 70 процентов.