Урок первый: план, план и еще раз план
Первоначально национальная программа ускоренного развития (PAC) предусматривала в течение четырех лет инвестиции в экономику в размере 503,9 млрд реалов (около 220 млрд долл. США), которые предполагалось пропорционально вложить в развитие транспорта, энергетики, улучшение санитарных условий, строительство жилья и гидроресурсов. Таким образом правительство планировало решить проблемы, накопившиеся в течение многих десятилетий, обеспечить создание новых рабочих мест и повысить благосостояние населения.
Комплекс инвестиций был организован следующим образом: логистика (автострады, железнодорожные пути, порты, аэропорты и водные магистрали); энергетика (производство и передача электроэнергии, добыча нефти, натурального газа и топлива из возобновляемых ресурсов); социальная и городская инфраструктура (улучшение санитарных условий, строительство жилья, городской транспорт, проект "Свет для всех", предназначенный для передачи электроэнергии в отдаленные участки страны, и водные ресурсы).
Однако реалии мирового финансового кризиса заставили бразильское правительство еще раз вернуться к Программе ускорения развития, проанализировав возможные последствия кризиса на национальную экономику. Работающие в Бразилии крупные международные промышленные группы перевели значительную часть своих капиталов на обеспечение нужд своих штаб-квартир, это не могло не сказаться на бразильском рынке - сократился объем кредитов, повысился уровень безработицы и началась девальвация реала по отношению к доллару. Как никогда прежде стала ясна важность государственных инвестиций в борьбу против снижения экономического роста, происшедшего в последнем квартале 2008 года.
В результате объем инвестиций был повышен с 503,9 млрд до 646 млрд реалов. Инвестиции в сектор логистики выросли на 38 млрд реалов; в сектор энергетики - на 21 млрд реалов, а в сектор общественного и городского развития - на 75 млрд реалов.
Параллельно были запланированы существенные инвестиции в государственное нефтедобывающее предприятие Petrobras в общем объеме 174 млрд долларов США, эти средства главным образом пойдут на расширение эксплуатации нефтяных запасов, открытых недавно на морском побережье страны.
Дополнительной мерой сопротивления экономической турбулентности стало выделение 100 млрд реалов государственным банком Banco Nacional do Desenvol vi mento Economico e Social (Национальный банк Экономического и Социального Развития) - для финансирования производственного сектора.
Кроме того, были приняты серьезные меры для остановки падения объема кредитов на внутреннем рынке, вызванного последствиями мирового финансового кризиса.
Комплекс этих мер получил высокую оценку Мирового банка. Г-жа Памела Кокс, вице-президент этого учреждения, заявила, что Бразилия не избежит кризиса, но пострадает меньше других, в том числе самых развитых экономик планеты.
Убиражара Лоурейро, жорнал до Бразил
Урок второй: укрощение инфляции
За границей существует твердое мнение, что кризис обходит Бразилию стороной, во всяком случае вреда местной экономике он нанес куда меньше, чем в большинстве других стран. Это абсолютно верно. Но дело тут не в удачном расположении звезд, а, я бы сказал, в удачном расположении людей, выбравших верные методы борьбы с финансовым хаосом.
Наша страна первый этап кризиса пережила сравнительно легко. Дело в том, что бразильский рынок недвижимости успел освоить эффективные финансовые инструменты, и в результате он гораздо больше урегулирован, чем рынки США, Европы и Азии. Экономическая политика Бразилии также отличается от экономической политики большинства развитых стран. Благодаря тому, что мы преодолели серьезные банковские кризисы в периоды 1980-х и 1990-х годов
и сумели извлечь из них уроки, отлаженный режим бразильской банковской системы предотвратил заражение рынка субстандартными бумагами, которые разорили развитые страны. Мы очень строго следуем решениям Базельского Соглашения о Капитале I и II, которые регулируют капитализацию бразильской банковской системы. По этой причине и стала невозможной реализация сложных операций, включая все виды финансовых внебалансовых активов, которые застали врасплох инвесторов и регуляторов США и многих европейских стран. Именно потому такие государства, как Бразилия и Чили, и оказались в лучшей ситуации, чем США и страны Западной Европы, что сумели создать своеобразную "санитарную зону" уже на первом этапе кризиса..
Архитектура бразильской экономической политики также значительно отличается от экономической политики, которую исповедуют США и Западная Европа, а также от экономической политики большинства стран Латинской Америки. Наша политика основана на трех пунктах: а) установление пределов инфляции, б) контроль и поддержание положительного первичного сальдо бюджета, достаточного, чтобы иметь устойчивое отношение государственного долга к ВВП, и в) плавающий валютный курс.
Всякий раз, когда инфляционные процессы угрожают ускориться, Центральный Банк Бразилии увеличивает процентную ставку, влияя, таким образом, на покупательную способность и инвестиции, и этим возвращает инфляцию к требуемому уровню. На успех этого эксперимента повлияла операционная автономия, доверенная Центральному Банку Бразилии, изолируя его от политических давлений, которые в других обстоятельствах повлияли бы на доверие к власти.
Параллельно с введением режима по установлению пределов инфляции мы также практикуем фискальный режим, направленный на создание первичного положительного сальдо платежного баланса, достаточного, чтобы поддерживать стабильную платежеспособность бразильской государственной казны. Таким способом удается предотвращать рост государственного долга, который во времена бразильских кризисов, о которых я упоминал, имел взрывной характер.
Конечно же, можно критиковать бразильскую бюджетно-финаннсовую политику за значительное ускорение роста расходов, но важно то, что по крайней мере до сих пор удается удержать первичное положительное сальдо платежного баланса в стабильном состоянии и тем самым предотвратить взрывной рост государственного долга.
Введение режима плавающего валютного курса, в свою очередь, также оказало положительное влияние на защиту бразильской экономики от кризиса. Даже сейчас, когда первые рецидивы заражения международным кризисом коснулись бразильской экономики, мы - за счет снижения объемов и цен на сырьевые товары, экспортируемые страной, и сокращения линий внешнего кредитования - значительно снизили курс национальной валюты, притормозили импорт и остановили рост дефицита платежного баланса Бразилии.
В заключение можно лишь добавить, что если бы не экономическая политика, действующая в последние десять лет, весьма вероятно, что Бразилия оказалась бы в ситуации, в которой находятся многие другие развивающиеся страны. Может быть, наша система и не лучшая на земле, но уж точно, далеко не худшая.
Роберто Фендт
Роберто Фендт является вице-президентом Института Либерал - одного из ведущих научно-исследовательских центров Бразилии.
www.institutoliberal.org.br