"Пять пудов любви", - так писал об одной из своих пьес Антон Павлович Чехов. Сам писатель, будучи очень влюбчивым человеком, пережил не один любовный роман. К съемкам истории одной любви Чехова приступил мэтр отечественного кинематографа Виталий Мельников, известный мелодраматическими кинохитами "Ксения, любимая жена Федора", "Выйти замуж за капитана", "Здравствуй и прощай". Рабочее название новой картины - "Львы, орлы и куропатки".
Однажды Виталий Мельников рылся на дачном чердаке в поисках какой-то книжки и наткнулся на воспоминания Лидии Авиловой - "персонажа" литературной богемы конца XIX века. Главный герой этих мемуаров - Антон Павлович Чехов. Перечитав воспоминания, режиссер понял: "Да это же прекрасная мелодрама!" Постепенно погружаясь в непростые, полные интриг, неожиданностей, юмора и драматизма чеховско-авиловские отношения, Мельников сочинил сценарий. Ну а уж если есть сценарий, как не снять картину? Тем более что в 2010 году страна отметит 150-летие Чехова. А что может быть лучше, чем рассказать миру о том, насколько живым человеком был Чехов, привычно воспринимаемый нами как вечно страдающий классик в пенсне.
Коварный народ киношники. Вот все с нетерпением ждут весны, тепла. А съемочная группа Мельникова, подозреваю, молила Бога, чтобы шел снег и морозило вовсю, пока они снимают зимнюю натуру.
В первый съемочный день вдруг заголубело небо, повеяло весной. Окна в типично петербургском доме с атлантами, архитектурными красотами (здесь "живет" Авилова с мужем и тремя детьми) озарились солнечными бликами. Лицо выдающегося оператора Сергея Астахова выдавало: "Вот некстати!". А лицо некой девушки, вышедшей из дома и увидевшей гору снега (специально привезенного киношниками из пригорода) на тротуаре, отразило целую гамму чувств: "Как?! Опять зима?! Но почему только с одной стороны переулка?!" И тут же на ее глазах снегоуборочная машина очистила улицу - теперь снимали "весенний" кадр. Кино, одним словом.
Чехова играет Кирилл Пирогов, ведущий актер московского театра "Мастерская Петра Фоменко", широкому зрителю известный по телевизионным многосерийным фильмам "Доктор Живаго", "Красная капелла". С Кириллом Мельников работал на предыдущей своей картине "Агитбригада "Бей врага!". Кирилл волнуется: ему еще не доводилось играть исторических личностей.
Не менее волнительно играть возлюбленную Чехова и молодой актрисе Светлане Ивановой (она известна по фильму "Отец", сериалам "И все-таки я люблю", "Дом Солнца"). С Кириллом Светлана встретилась впервые на этих съемках. По признанию актрисы, "это была моя мечта - сняться вместе с ним. Он прекрасный актер, я видела его у Петра Фоменко. Мы даже на пробах не встречались, увиделись впервые прямо на съемочной площадке". Судя по тому, как они трогательно прятались от непогоды под большим желтым зонтом, пара получилась замечательная.
Еще в картине присутствует колоритная литературная тусовка, которую будут олицетворять Светлана Крючкова, Оксана Мысина и Александр Адабашьян. А Виктор Сухоруков сыграет очень известного в то время издателя Лейкина.
Российская газета: Виталий Вячеславович, судя по вашей фильмографии, вы как будто не тянулись к Чехову. И вдруг - Чехов, да не просто какое-то его произведение, а страница его жизни?
Виталий Мельников: Одним из толчков для того, чтобы заинтересоваться этим материалом, был сам период - начало Серебряного века. Очень плодотворное для интеллигенции время и странное, противоречивое, очень похожее на наше смутное перестроечное: вдруг в России появилась Дума, зазвучали понятия "гласность", "свобода творчества" - понятия, о которых у нас мечтали десятилетиями, веками. И одновременно веяло предчувствием, что это еще не все, что-то очень большое надвигается на нашу страну (кто же мог предугадать, что это будет трагедия?). И Чехов не раз говорил о будущем. "Вот через 300 лет будут жить по-другому", - мечтают его герои. И что меня покоряет в Чехове - отсутствие в его творчестве нравоучительности, стремления учить жить, переделать человечество.
РГ: Его обвиняли в безыдейности.
Мельников: Бесконечно! Причем и консерваторы, и революционеры - и все практически одними и теми же словами. Чехов взламывал, в силу своего провидения, в силу своего таланта, все сложившиеся стереотипы. Но я снимаю фильм не ради того, чтобы поставить "плюсики-минусики", какие-то оценки гениальному человеку, а для того чтобы попробовать понять, почувствовать, что движет человеком такого масштаба. Чехов, будучи человеком искренним, самоедом по натуре, был фигурой драматической, даже трагической. Ведь как врач он прекрасно знал, как мало времени ему отпущено. И представьте только себе, что значит жить с ощущением раздвоенности. С одной стороны, он был деятельным, активным художником, а с другой - жил жизнью человека, понимающего, что часы-то неумолимо тикают.
Ну и, наконец, история, которую я начинаю снимать, - мелодраматическая. Это история его взаимоотношений с Лидией Авиловой, которая длилась с 1898 года и до его смерти.
РГ: Так все-таки у них был роман?
Мельников: Бунин, знающий толк в женщинах, утверждал, что вопреки всем сплетням, предположениям, версиям у Чехова и Авиловой сложились очень серьезные отношения. Мать троих детей, благополучная дама, "играющая" в литературу (я, кстати, читал ее рассказики - очень милые), вдруг оказалась так трагически, так безысходно привязана к Чехову. Читать ее воспоминания и смешно, и грустно одновременно.
РГ: Почему же все-таки Чехов предпочел жениться на рациональной немке, актрисе МХТа Ольге Книппер?
Мельников: Именно потому, что она была рациональной и хладнокровной, достаточно жесткой и педантичной женщиной. Трагедия любви Чехова и Авиловой заключалась в том, что Антон Павлович понимал, что, будучи на краю могилы, он ничего не может ей дать. Слишком эмоциональна Авилова была. А ему нужен был очень крепкий человек, за которого можно спрятаться, на которого можно опереться. И Книппер была таким человеком. Вообще помимо очевидного мелодраматизма в этой истории есть и трагикомизм - то, как интеллигентный Чехов не мог просто бросить женщину. Он долго писал ей письма и отступал постепенно-постепенно, мучая тем самым и себя, и ее. Это было свойственно Чехову - он же был очень влюбчивым человеком. И в то же время, будучи человеком с острой интуицией, быстро разочаровывался в женщинах, а потом мучительно уходил от этих отношений, всячески стараясь оправдать свои действия.
РГ: Да, не очень хрестоматийный у вас получается Чехов.
Мельников: Вы читали замечательную книгу о Чехове английского автора Дональда Рейфилда? В ней с западной скрупулезностью описана масса подробностей, связанных с личной жизнью писателя. Да, Чехов не был ангелом во взаимоотношениях с женщинами. А вспомните его невероятно циничные письма! И информация Рейфилда очень полезна: она снимает все покровы, ломает все стереотипы восприятия писателя, сложившиеся у нас в советское время.
РГ: У нас очень болезненно относятся к низведению кумиров с пьедестала.
Мельников: Да-да, начинаются крики, вздохи: "Что вы! Это нельзя трогать! Это святое!". Но я не собираюсь снимать с точки зрения сенсационности, "желтизны". Я просто не хочу снять еще одну сухую картину из серии "жизнь замечательных людей", мне важно разобраться в человеке, в его жизни, в его склонностях, в глубоко скрытых трагедиях. Иначе говоря - историю живого, во многом противоречивого человека.
РГ: Почему выбор пал именно на Кирилла Пирогова? Вы сразу его выбрали?
Мельников: Я с Кириллом работал в последней своей картине "Агитбригада "Бей врага!". И, в общем-то, когда я задумал снимать чеховскую историю, я подумал о нем. Но это не значит, что я сразу остановился на нем. Во-первых, внешностью он не похож на Чехова. Ведь Чехов был красивым, высоким мужчиной. В молодости выглядел вполне "бездуховной" личностью - вот такое широкое лицо, скулы, вечно весел, пишет дурацкие юмористические рассказики. Это потом Чехов обрел известный всем благообразный вид типичного интеллигента. И я посмотрел большое количество артистов - и в Петербурге, и в Москве, но каждый раз натыкался на благополучие, сытость, которые претенденты просто излучали. А Чехов ведь был самоедом...
РГ: Но известно двойственное отношение Чехова к богатству и бедности. Помните: писатель должен быть бедным - это непременное условие творчества. И тут же - писатель должен быть богатым, чтобы объездить весь мир, без чего творчество невозможно.
Мельников: В том-то и дело, что из таких противоречий и соткан настоящий художник. Чехов во многих лицах существует. Я ведь не случайно выбрал не Чехонте, а именно позднего Чехова. Я все же предпочитаю писателя, который старается все свои тяготы, весь драматизм своей жизни скрывать под маской. Так вот я искал высокого красавца, мудрого, к тому же - такого персонажа ЖЗЛ. Но все было не то. И я остановился на Пирогове: он человек достаточно тонко образованный, духовно и эмоционально развитый. Умеющий передать состояние думающего, страдающего, терзающегося художника. И пусть меня ругают за то, что не похож на Чехова.
РГ: Совсем не боитесь нападок со стороны чеховедов?
Мельников: Под такие нападки я не раз попадал в связи со своими экранизациями. Конечно, люди, которые в подробностях знают всю жизнь Чехова, будут смотреть фильм особенно пристрастно. Но для меня это не очень существенно. В конце концов всем не угодить.