Как ни странно, оказывается, что плюс дотационного региона в том, что "тучные годы" прошли мимо. По предварительным прогнозам, в 2009 году в Кировской области налог на прибыль выпадает в размере 1,7 млрд рублей, а например, у Пермского края - 20 млрд. Как закрыть 1,7 млрд - понятно, как закрыть 20 млрд - большой вопрос.
Бюджет-2009 Кировской области был сверстан в октябре прошлого года: тогда его называли оптимистичным даже с дефицитом в 2 млрд рублей. Сейчас придется серьезно урезать расходы, первым делом оптимизируются затраты на гос управление. В Кировской области под сокращение попали 15 процентов чиновников. Но с точки зрения оптимизации сокращение госаппарата не так эффективно, как кажется. Подобное сокращение дает экономию 60 млн рублей в год при самой скромной потребности в 2 млрд рублей. Но такого рода вещи важны с точки зрения идеологической, педагогической - начать с себя, показать готовность к экономии.
Следующая мера - секвестр существующих программ. Мы будем стараться сохранить проекты, которые или завершатся в этом году, или имеют федеральное софинансирование, или должны быть реализованы в силу каких-то важных факторов.
Если кризис затягивается, то надо центр тяжести переносить на горизонталь регионов. В этой плоскости я вижу несколько возможных если и не "точек роста", то как минимум возможностей для выравнивания ситуации. Прежде всего развитие межрегиональных отношений. Кировская область - уникальный с географической точки зрения регион: единственный субъект РФ, который граничит с 9 другими субъектами. Огромное поле для кооперации действий по нейтрализации негативных последствий кризиса или поиска совместных программ и проектов по выходу из кризиса.
Еще один важный ресурс: будущее Кировской области, помимо леса и сельского хозяйства, - это логистика. У нас мощный железнодорожный узел, пересечение Северного и Горьковского направлений железной дороги. Через Вятку идут автомобильные трассы. Конечно, их надо приводить в порядок, но я в данном случае говорю о перспективах. Сейчас ведутся работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы Кировского аэропорта, после чего аэропорт сможет принимать самолеты любого типа. Нужно развивать судоходную, водную артерию. Это будет очень сложно, но и этот вопрос не лежит в сфере нерешаемых. Так что Кировская область является крайне перспективным регионом для создания крупного логистического центра, который сможет обслуживать сразу 10 регионов.
В ближайшее время также будем серьезно работать над имиджем региона. Кировская область - единственный регион в европейской части страны, где с 1827 года не был ни один руководитель государства: ни император, ни генсек, ни президент. В 70-е годы Брежнев проезжал на поезде через Киров, но даже не вышел на перрон. Мне бы очень хотелось, чтобы первые лица государства наконец посетили Киров.