07.04.2009 04:09
Экономика

Белгородские власти: кризис не помеха для развития АПК региона

В Белгородской области взят курс на поддержку местных производителей
Текст:  Сергей Печорин (Белгородская область)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (4883)
Читать на сайте RG.RU

Сокращение доходов населения и рост безработицы - не помеха для развития АПК региона, считают белгородские власти. Более того, по их мнению, удорожание импорта неизбежно заставит поставщиков и потребителей переориентироваться на отечественную продукцию.

Задел для прорыва

Идея использовать глобальную рецессию в интересах локальных аграрных проектов активно прорабатывается в правительстве области. Созданные в начале 2000-х агрохолдинги с полным циклом производства в последние годы демонстрировали рекордные темпы роста показателей. Большинство из них были включены местными властями в список системообразующих, которым окажут поддержку из федеральной казны. В свою очередь, производители молока, растительного масла, мяса кур и свинины заявляют о готовности и дальше наращивать объемы, запуская новые инвестиционные проекты.

- Мы исходим из того, что в условиях кризиса население неизбежно переключится с импортного мяса премиум-класса на недорогое отечественное, - сообщил корреспонденту "РГ" представитель одного из холдингов. - И здесь важно не упустить момент. Белгородское мясо прекрасно знают не только в соседних регионах, но и в столице. Поэтому задел для очередного прорыва у нас есть.

Оптимизма властям добавляют последние бизнес-новости. В частности, идут переговоры между одним из местных производителей мяса с крупнейшей сетью фастфуда. Подорожание импорта побудило транснациональную корпорацию искать партнеров в России. По словам пресс-секретаря этой компании Нины Прасоловой, система качества на белгородском предприятии соответствует высоким стандартам их ресторанов.

Правда, эксперты констатируют: даже если холдинг обеспечит себе монопольное право на поставку мяса для сэндвичей, прибыль от сделки будет невелика в его общем обороте. То есть, возможно, речь идет не только и не столько о коммерческом решении, сколько об имиджевом.

Безграничные амбиции

В феврале один из белгородских холдингов презентовал инвестиционный проект в Алтайском крае. Речь идет о внедрении уже опробованной схемы: для сокращения издержек в производстве мяса планируется строительство комбикормового завода, а в перспективе - и фирменных магазинов.

 В условиях кризиса население неизбежно переключится с импортного мяса премиум-класса на недорогое отечественное

Другой крупный производитель продолжает монтаж оборудования в Новгородской области. Под амбициозный проект получен кредит "Россельхозбанка". Фабрика по убою и переработке птицы будет запущена уже в начале лета. Новгородские власти демонстрируют готовность поддерживать инвесторов: помимо увеличения доли региона в агропромышленном комплексе страны, проект сулит около 500 рабочих мест.

Белгородцы присматриваются также к Тамбовской и Оренбургской областям. Зато с властями соседней Воронежской договориться пока не удалось. Правда, не исключено, что после смены губернатора вопрос об инвестициях будет обсуждаться вновь.

В то же время скептики отмечают: белгородский аграрный сектор переживает не лучшие времена - в первую очередь из-за проблем с получением кредитов. Не случайно глава региона Евгений Савченко призвал руководителей агрохолдингов до поры до времени не "замахиваться" на инвестпроекты за пределами области. По его мнению, в условиях рецессии их капиталы больше пригодятся на Белгородской земле.

Правильные продукты

Областные власти, впрочем, не ограничиваются стимулированием агрохолдингов. Постепенно набирает обороты программа "Семейные фермы Белогорья", призванная превратить безработных селян в представителей малого бизнеса. Предполагается создать десятки молокоприемных пунктов и поддержать тех, кто выращивает гусей, уток и кроликов.

Достаточно оригинальный ход предложен для того, чтобы преодолеть зависимость крестьян от перекупщиков, которые зачастую не допускают их на рынки. На недавнем заседании областного правительства начальник департамента АПК Владимир Родионов анонсировал создание сети магазинов "Фермер". Они появятся в каждом райцентре и крупном населенном пункте. "Правильные продукты от фермеров щедрого Белогорья" (под таким слоганом реализуется продукция) уже нашли свой путь к потребителям.

Понятно, что одна из причин особого внимания к развитию сельского малого бизнеса - рост безработицы. Парадокс в том, что это стало в первую очередь следствием бурного роста агрохолдингов. Если в 90-е годы сельхозкооперативы, являвшиеся "наследниками" советских колхозов, худо-бедно обеспечивали селян работой, то современные технологии, применяемые в агрохолдингах, не требуют массового привлечения трудовых ресурсов. А перспективы семейных ферм во многом упираются в отсутствие у крестьян бизнес-мышления, которое вряд ли можно сформировать краткосрочными курсами.

- Когда мы в 90-е начинали заниматься фермерством, на селе к нам относились по-разному, - говорит руководитель одного из КФХ Сергей Бытяк. - Одни называли "кулаками", другие, напротив, надеялись, что такие, как мы, поднимут сельское хозяйство. Теперь же многим деревенским жителям не до нас. На сельское хозяйство они обращают внимание лишь из окна маршрутки - когда едут в город на работу и обратно.

Чтобы чужие боялись

Реализуя принцип "Покупай белгородское!", областные власти используют все возможные рычаги давления на реализаторов.

После того как посетивший одну из автозаправок Евгений Савченко не обнаружил там ни одного местного продукта, он устроил разнос ответственным лицам. И ассортимент на АЗС немедленно пополнился молочной продукцией, кондитерскими изделиями и консервами белгородских производителей. Перед департаментом экономического развития поставлена непростая задача - добиться, чтобы максимум четверть товаров на автозаправочных станциях были привозными.

Гораздо меньше известен инцидент, произошедший около полутора лет назад в Вейделевском районе. Купив в сельском почтовом отделении калининградские консервы, губернатор не стал скрывать своего возмущения. Хотя их поставки осуществлялись по централизованному договору, контролирующие инстанции - от торговой инспекции до Россельхознадзора - при медийной поддержке областных телеканалов приступили к контрольным закупкам в отделениях почтовой связи. Тот факт, что требование ориентироваться именно на белгородских производителей не вполне вписывается в антимонопольное законодательство, во внимание не принимался. Конфликт удалось "замять" лишь после того, как консервы исчезли из продажи.

Достаточно агрессивной оказалась реакция региональных властей и производителей на результаты проверки качества белгородского сливочного масла, проведенной управлением Роспотребнадзора по Курской области. Жиры растительного происхождения обнаружились в продукции сразу трех комбинатов. Представители одного из них немедленно затребовали у курян результаты проверки, а в управлении потребительского рынка заявили, что жалоб потребителей на этих производителей нет.

Однако через некоторое время тревогу забили уже воронежские специалисты, обнаружившие несоответствие стандартам продукции двух других предприятий. Белгородцы в долгу не остались: областной Роспотребнадзор обнаружил в детских садах воронежский спред, который выдавался производителями за сливочное масло.

Впрочем, нельзя исключать, что все это - своего рода "локальные торговые войны", развернувшиеся в Черноземье. Не случайно в регионе уже несколько лет проводится кампания "Белгородский стандарт": продукцию, которая признается экологически чистой и высококачественной, снабжают специальным товарным знаком. Кстати, среди тех, кто в 2007 году удостоился знака качества, был и молочный комбинат, чьи товары забраковали воронежцы.

Белгородский губернатор охарактеризовал сложившуюся на сельскохозяйственном рынке ситуацию как "экономический ренессанс". О том, насколько он прав, можно будет судить по итогам нынешнего сельскохозяйственного года.

Комментарий

Константин Павлов, доктор экономических наук, профессор:

- Рузвельт вывел экономику США из Великой депрессии под лозунгом "Покупай американское!". И эта политика себя оправдала: стимулирование спроса ведет к росту производства внутри страны и быстрейшему преодолению последствий кризиса. Думаю, этот опыт заслуживает того, чтобы его перенимали. А у Белгородской области есть существенный плюс - она значительно меньше зависит от импортных сельхозтоваров, чем многие другие регионы.

Справка "РГ"

Объем выпускаемой в Белгородской области сельхозпродукции в 2008 году вырос на 29,6 процента от уровня 2007-го.

АПК Белгородская область Центральная Россия