07.04.2009 03:00
Экономика

За нарушение свободы предпринимательства чиновники могут быть дисквалифицированы на три года

За нарушение свободы предпринимательства чиновники могут быть дисквалифицированы на три года
Текст:  Ольга Бухарова
Российская Бизнес-газета - : №0 (696)
Читать на сайте RG.RU

В ближайшее время должна быть окончательно одобрена правительством Программа развития конкуренции, которую подготовило минэкономразвития. Этот документ рассчитан до 2012 года и включает как анализ основных проблем конкурентной среды, так и конкретные предложения по развитию конкуренции. О том, как будет строиться конкурентная политика в ближайшие три года, рассказал основной разработчик программы, директор департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынка минэкономразвития Александр Пироженко.

- Александр Александрович, уже есть федеральные законы "О защите конкуренции", "О естественных монополиях", Закон "О товарных биржах и биржевой торговле", для чего нужна еще специальная программа по конкуренции?

- Почему-то до сих пор считается, что у нас с конкуренцией все очень плохо из-за того, что это недоработка ФАС, которая не всех монополистов поймала и наказала. И попросту требуется ей дать побольше "дубину", чтобы всех образумить. На самом деле антимонопольным регулированием добиться развития конкуренции невозможно. ФАС может лишь пресечь нарушения, не допустить ухудшения уже существующей конкурентной среды. Более того, чрезмерным антимонопольным вмешательством можно только навредить.

Проблема не в антимонопольном регулировании, ФАС работает достаточно эффективно и профессионально. Конкуренция появляется там, где есть условия для бизнеса. Чтобы завоевать кошельки покупателей, необходимы желающие делать свой товар лучше и дешевле. Это и есть конкуренция. Поэтому главная цель программы - упрощение входа новых компаний на рынки.

- Как вы планируете измерять, развивается конкуренция у нас или нет?

- Основной показатель - приход новых игроков и доля производства этих предприятий в общей структуре ВВП. Сложность в том, что комплексных научных показателей состояния конкурентной среды не разработано. Это планируется сделать в рамках работы по программе.

- Что-то не верится, что цены у нас из-за развития конкуренции будут снижаться. Есть примеры, когда цены снижались под воздействием сил конкуренции?

- Конечно, есть. Почему-то когда у нас говорят про цены, обсуждают только их рост и при этом быстро забывают про их снижение или про улучшение качества товаров или услуг. Вспомните, как снижались цены на мобильную связь. Хороший пример - рынок Санкт-Петербурга: в 1999 и 2000 годах услуги в GSM стандарте там оказывала только одна компания, и цены росли. Только за год - с 12 до 14,5 рубля за минуту разговора. Как только на рынок пришла еще одна компания, цены в 2001 году снизились. Когда компаний в 2002 году стало три, цены упали в два раза - до 6,6 рубля, а когда в 2003 году их стало уже четыре, то цена снизилась до 5,2 рубля за минуту. А вы говорите: "Не верится". Всё это факты нашей современной истории развития конкуренции. Или другой пример, сегодняшнего дня. В Москве более высокая конкуренция на рынке интернет-подключений: услуги оказывают 70 компаний и стоимость безлимитного подключения составляет 450 рублей в месяц. В Екатеринбурге ситуация похуже: там около 30 провайдеров и стоимость таких же услуг уже 1000 рублей.

- Слышала, что программа развития конкуренции должна быть в каждом регионе.

- Да, мы рассчитываем, что собственные программы будут разработаны в каждом регионе. Главным препятствием для конкуренции в регионах являются административные барьеры и незаконное вмешательство чиновников в конкурентные отношения. Это обязательные требования: разрешения, различные справки, экспертизы. Во-первых, само наличие многих из таких требований останавливает людей от идеи открытия своего бизнеса. Во-вторых, абсурдность и непреодолимость таких требований нередко "компенсируется" возможностью решить вопрос через взятку. В-третьих, барьеры используются как недопустимое средство конкурентной борьбы. Чиновники, аффилированные с каким-либо бизнесом, могут популярно объяснить предпринимателям, что не заинтересованы в появлении нового участника рынка, поэтому никогда не дадут разрешения.

- Как с этим бороться?

- Мы начали кропотливую работу по выявлению необоснованных препятствий для открытия и расширения бизнеса в отдельных отраслях. Существует довольно много специфических требований, стандартов, которые избыточны, устарели. Те требования и процедуры к отдельным видам деятельности, которые будут сохранены, необходимо сделать максимально прозрачными и простыми.

- Как быть с незаконным вмешательством чиновников в предпринимательскую деятельность?

- Сейчас на рассмотрении Думы находится пакет антимонопольных поправок, которыми будет установлена персональная ответственность за нарушения условий конкуренции. К служащему, в отношении которого ФАС установит, что он создал необоснованное препятствие для какого-то конкретного предприятия, будут применены жесткие меры ответственности. Законопроектом будут введены штрафы и дисквалификация - запрет занимать государственные должности в течение трех лет. Вот увидите, когда ФАС дисквалифицирует 10-20 чиновников, ситуация кардинально изменится.

Не верите? К примеру, не так давно считалось, что с коррупцией в госзаказе справиться невозможно. Но, когда ввели аукционы и персональную ответственность членов конкурсной комиссии, ФАС начала рассматривать дела чиновников, которые были причастны к утверждению победителей конкурсов, подтасовывая результаты.

- Программа развития конкуренции рассчитана на крупный или все-таки средний и мелкий бизнес?

- В основном на малый и средний. Именно за счет появления новых игроков может быть создана здоровая конкурентная среда в России. Но условия для развития конкуренции мы планируем создавать не только в сферах традиционной активности малого и среднего предпринимательства. На том же рынке нефтепродуктов потенциально конкурентный сегмент оптового рынка этого вида ресурсов искусственно сужен.

Бизнес