07.04.2009 03:00
Экономика

Эксперт: Что мешает решению вопроса об обороте земель сельхозназначения

Текст:  Наталья Шагайда (д.э.н., главный научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики)
Российская Бизнес-газета - : №0 (696)
Читать на сайте RG.RU

На этой неделе министры сельского хозяйства и экономического развития должны рассказать Думе о положении дел в обороте земли сельскохозяйственного назначения. Власть вновь акцентирует, что вопрос не решен. Что мешает?

Считается, что земельная реформа в России завершена. Однако нарушение монополии госсобственности и введение платности ее использования - лишь первые шаги. Реформа может считаться законченной, когда земля с низкими трансакционными издержками будет перераспределяться в условиях обеспечения общественного интереса.

Полную версию беседы читайте только на сайте

На деле подлинный общественный интерес в отношении сельхозземель не сформулирован, как не сформирован и объект оборота. Как сказано в Земельном кодексе, границы у участка должны быть "определены в соответствии с федеральными законами". Но границы, сформированные до принятия современного законодательства, практически всегда им не соответствуют. Наконец, у участников сделок, как правило, нет полноценных документов, подтверждающих права собственности. Большая их часть выдана до 1998 года, когда регистрацию передали учреждениям юстиции, но информацию о правах передать "забыли".

Так что роль Закона "Об обороте земель..." сильно преувеличена. На оборот значительно сильнее влияют акты, регулирующие землеустройство, постановку на кадастровый учет и регистрацию прав и сделок. А эти акты не учитывают особый состав собственников участка сельскохозяйственных угодий, особенностей формирования участков, они ориентированы на городских жителей, у которых под боком отделы Роснедвижимости, Росрегистрации и др. "Настоящие" селяне могут находиться от них за сотни километров. В результате любой этап земельного оборота идет с колоссальными затратами, если идет.

А что минсельхоз? Еще и года не прошло, как ему переданы соответствующие функции. Сам факт передачи функций воспринимается с надеждой. В ведомстве традиционно сильны позиции в части контроля плодородия земель, к тому же минсельхоз столкнулся с валом жалоб организаций и граждан, специалисты министерства поневоле вошли в курс проблем, а это многого стоит. Иногда говорят о том, что выхватывание блока по сельскохозяйственным землям повредит делу. Не думаю: общие принципы и будут разрабатываться там, где и раньше, да и минсельхоз - более сильный партнер для других ведомств, чем разрозненные сельхозпроизводители.

Земля АПК