Вчера было официально объявлено, что ФАС включила в реестр доминирующих компаний 10 представителей фармацевтического бизнеса. В том числе в реестр попали "дочки" крупнейших мировых фармкомпаний, поставляющих лекарства, которые не производятся в России.
В этот своеобразный "черный список" ФАС вписывает любые компании, чья доля на рынке определенного товара превышает 35 процентов - в этом случае компания занимает доминирующее положение и, следовательно, может диктовать свои условия рынку, в первую очередь устанавливать монопольно высокие цены на свою продукцию.
Пристальное внимание ФАС к фармбизнесу не случайно: еще в прошлом году начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев открыто заявлял, что федеральной службе известны факты поставок в Россию дорогостоящих лекарств, не имеющих на нашем рынке альтернативы, по ценам, намного большим, чем на Западе. И обещал для начала проверить, на каких условиях производятся федеральные закупки очень дорогих препаратов (стоимость упаковки исчисляется десятками и сотнями тысяч рублей) для обеспечения больных по так называемым "семи высокозатратным нозологиям" (гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, миелолейкоз, рассеянный склероз, препараты, применяемые после трансплантации органов).
Впрочем, и до проверки было совершенно ясно, что компании, участвующие в федеральной программе по лекарственному обеспечению этих больных, непременно попадут под "антимонопольный колпак", поскольку речь идет о новейших, инновационных лекарствах, у которых еще не истек 10-летний срок патентной защиты, а потому их аналоги (дженерики) не производятся не только в нашей стране, но и за рубежом.
Впрочем, антимонопольную службу больше интересует, сопоставимы ли условия, по которым производители продают свои топ-препараты в России и за ее пределами. Тем более что некоторые из этих препаратов все же производятся не одной компанией, то есть, по мнению Нижегородцева, в некоторых странах находятся "в конкурентном поле". К нам тем не менее их поставляют уже фактически на монопольных условиях. Правда, кто в этом виноват - компания или чиновники, отвечающие за организацию госзакупок, - стоило бы разобраться отдельно.
В любом случае, попадание в реестр означает более пристальное внимание к деятельности компаний со стороны ФАС. Нижегородцев заявил вчера "Российской газете", что пока он не может подтвердить или опровергнуть подозрения о том, что нарушения в ценообразовании этими десятью компаниями имели место. И сейчас начнется второй этап проверки - уже на предмет формирования цен.
Если антимонопольному ведомству удастся доказать, что фармкомпании действительно пользовались своей незаменимостью и задирали цены, к ним могут применяться весьма чувствительные меры. Закон о защите конкуренции позволяет ФАС в подобных случаях штрафовать компании в объемах от 1 до 15 процентов от оборота. Если учесть, что на госзакупки лекарств только по программе "семь нозологий" было потрачено более 35 млрд рублей, можно представить, насколько серьезными могут быть эти санкции.