08.04.2009 02:00
Экономика

В 2009 году в Москве будут введены в строй три электростанции

Реформировав столичную систему теплоснабжения, Москва готова помочь и регионам
Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Экономика: Топливно-энергетический комплекс №0 (4884)
Читать на сайте RG.RU

Будет ли в связи с падением спроса на электроэнергию в России пересмотрена программа развития МОЭК? Где будет прежде всего внедрена новая система сбора и подсчета потребления тепла? Действительно ли с этого года москвичи останутся без горячей воды только на две недели? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор ОАО "МОЭК" Александр Ремезов.

- Александр Николаевич! С 1 января МОЭК стала поставщиком оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Как это сказалось на загруженности мощностей компании?

- Оптовый рынок электроэнергии и мощности - это великолепный инструмент для более эффективного использования имеющихся мощностей. Мы убедились в этом, когда пять наших электростанций получили возможность продавать свою электроэнергию по свободным договорам. Это составляет примерно 30 процентов вырабатываемых МОЭК мощностей. В итоге в январе эффективность сделок по купле-продаже электроэнергии оказалась на 37 процентов выше, чем за соответствующий период прошлого года.

Сейчас МОЭК не только продает, но и через дочернюю компанию Мосгорэнерго покупает на рынке энергию для собственных нужд. Это оказалось выгоднее. А вот объем выработки электроэнергии на станциях МОЭК с нового года, увы, снизился: в январе средний коэффициент использования установленной мощности составил 77 процентов. Так сказалось влияние спада производства, вызванного мировым финансовым кризисом. Но, поскольку объемы вырабатываемой электроэнергии у нас пока очень незначительные, последствий этого снижения мы не чувствуем. Для нас гораздо важнее тенденция к повышению эффективности имеющихся энергомощностей.

- Какие у компании перспективы, связанные с работой на оптовом рынке электроэнергии и мощностей?

- В этом году вводим три станции - РТС-4, Строгино и Внуково, что увеличит мощности с 66 до 400 мегаватт, или почти в семь раз. Но падение спроса на электроэнергию в России вынудило пересмотреть программу дальнейшего развития генерирующих мощностей. На два-три года отодвинут инвестиционный проект, который добавил бы городу 1,5 тысячи мегаватт электроэнергии. В сегодняшних финансовых условиях он может окупиться лишь за 27 лет. У нас есть возможности вкладывать деньги более выгодно.

- Какие именно?

- Продолжим замену устаревших металлических теплотрасс на трубы новых технологий. Они служат не менее 30 лет, их не нужно перекладывать каждые 7-10 лет, что сокращает эксплуатационные расходы. Да еще и дает экономию за счет снижения тепловых потерь. Переложено уже 35 процентов из 10 тысяч километров теплосетей. К сожалению, сейчас из-за кризиса работа пойдет медленнее. Дело в том, что при прежних 10-процентных ставках кредитов замена окупалась примерно за шесть лет. При нынешних 22-25-процентных ставках требуется уже 13-15 лет. Поэтому пришлось отказаться от кредитов и вернуться к плановым 300 километрам в год вместо 650.

- Когда перекладка труб завершится полностью?

- Мы меняем их по мере выхода их из строя. В новом бюджете, сформированном уже с учетом сокращения программы реконструкции и модернизации, на ремонт и реконструкцию тепловых сетей и объектов заложено 9,2 млрд рублей. Этого вполне достаточно.

- Правда ли, что летом, во время подготовки МОЭКом к зиме, горячую воду у москвичей отключат не на три недели, как обычно, а лишь на две?

- Правда. Лучше стало качество труб, поднялся уровень эксплуатации оборудования. Поэтому ничто не мешает сократить и сроки ремонта. Это выгодно и компании: продав больше горячей воды, получим больше прибыли.

- Есть ли у компании проекты, нацеленные на регионы?

- Есть. Для их реализации мы создали дочернее общество - ОАО "МОЭК-Регион". Полагаем, что наш опыт по реформированию и самой компании, и системы теплоснабжения в целом, как одного из основных элементов жилищно-коммунального хозяйства, может пригодиться многим. О проблемах, существующих в этой отрасли, страна чаще всего узнает лишь по авариям или скандалам вокруг неплатежей. А то, что, например, в Иванове все лето нет горячей воды, воспринимается словно в порядке вещей, хотя это вполне можно исправить.

В частности, уже подписаны соглашения о взаимодействии с администрациями Костромской, Нижегородской, Тверской и Ульяновской областей, городов Сочи, Орла и Сергиева-Посада. Планируется подписать с Ярославской и Калужской областями. Сейчас наши специалисты проводят аудит состояния теплоэнергетических систем на местах и готовят свои предложения. Предлагаемые нами модели реформирования позволят этим предприятиям высвободить от 15 до 65 процентов доходов и направить их на повышение эффективности систем теплоснабжения.

- Что, на ваш взгляд, наиболее актуально в новой тарифной политике?

- В первую очередь это подготовка методической базы для внедрения в Москве двухставочного тарифа, в котором оплата услуг теплоснабжения будет поделена на две обоснованные ставки. Первая предполагает оплату за заявленную мощность, вторая - за фактическое потребление по счетчику. Почему это важно? Сегодня в городе мощностей на 50 тысяч гигакалорий тепла, а реально выбирается всего 36 тысяч. Дело в том, что многие из потребителей нередко заявляют мощность "про запас". Но мы-то содержим оборудование и людей, которые обслуживают его для того, чтобы в любой момент выдать именно 50 тысяч! Двухставочный тариф стимулирует потребителя более реально оценивать свои потребности и заявлять такую мощность, какая ему действительно нужна. А плата за фактическое, а не нормативное потребление побудит его более энергично внедрять ресурсосберегающие технологии. Мы же, в свою очередь, либо ликвидируем лишние мощности, либо зарезервируем их и тем самым снизим затраты, т.е. тариф.

- Москвичи любые изменения в платежах воспринимают как повод для повышения цен…

- Если управляющие компании ничего не предпримут для экономии тепла, то будут платить как и сейчас. А вот если начнут экономить, то у них появится четкий инструмент для этого. В итоге платежи для населения могут даже снизиться на 20-25 процентов.

- Очень интересны планы МОЭК по внедрению современной системы сбора и подсчета потребления тепла. Когда она заработает?

- В жилищном фонде Москвы и на объектах соцкультбыта сегодня установлено 32 тысячи приборов учета. Порядка 90 процентов из них находятся в коммерческом учете. Собирать с них показания, пересчитывать нормативные платежи на фактическом потребление - это огромная работа, требующая массу времени. Дело в том, что пока лишь порядка 10 тысяч из этих приборов имеют автоматизированный съем и передачу данных. С будущего года мы ставим задачу ввести в эксплуатацию автоматизированную систему коммерческого учета производства, распределения и потребления энергоресурсов, действующую в целом по городу (АСКУЭПРиП). Она обеспечит сбор оперативной информации о работоспособности всех приборов. Кроме того, эта система будет аттестована Ростестом. Следовательно, все споры вокруг того, завышен или занижен выставленный счет, теряют всякий смысл. Для нас же это еще и великолепная база данных, показывающая качество обслуживания потребителей: все температуры, все перепады давлений, что дает возможность при любом отклонении от норматива немедленно вмешаться и довести режим до нормального состояния. К концу 2010 года система заработает по всей Москве.

- На что еще сегодня направлены энергосберегающие решения компании?

- МОЭК активно внедряет, в частности, частотно-регулируемые приводы насосов холодного и горячего водоснабжения на ЦТП. Это система, которая регулирует напор холодной и горячей воды в зависимости от ее разбора. Ведь как бывает? Днем дома нет никого, а насос продолжает молотить так же, как он работает и в час пик. Новая система регулирует подачу воды: если водоразбор большой, то она подает больше воды, если водоразбор упал - подает меньше воды. В итоге мы экономим 20 процентов электроэнергии, а жители - до 10-15 процентов расхода воды.

Я как руководитель пытаюсь донести до каждого сотрудника нашей компании понимание того, что наши потребители - это наши партнеры, которые несут нам деньги. Поэтому мы обязаны относиться к ним с соответствующим уважением - делать все для того, чтобы снижать их затраты и повышать качество обслуживания.

- Александр Николаевич! Эксперты прогнозируют, что в связи с кризисом возможны массовые неплатежи со стороны потребителей. МОЭК учитывает такую возможность?

- Конечно же, не считаться с этим нельзя. Но москвичи во все времена к любым платежам относились очень серьезно. Мне кажется, что больших проблем в этом плане мы не увидим и сейчас. Во-первых, уровень тарифов в Москве такой, что большинству горожан он вполне по карману. Ну, а тем, кто нуждается в помощи, ее оказывает городской бюджет в виде субсидий. Поэтому если нас и ждут трудности, то, скорее всего, в виде задержек платежей, но не более того.

Между тем

В 2009 году ОАО "МОЭК" предстоит заменить 620 приборов учета тепловой энергии, отремонтировать 5200 и произвести поверку более 14 тысяч узлов учета тепловой энергии. Сумма затрат на все эти работы составит более 654 млн рублей

ЖКХ Москва Столица