08.04.2009 09:40
В мире

Президент Молдавии и лидеры трех оппозиционных партий договорились о пересчете голосов

В Кишиневе разгромлены парламент и резиденция президента
Текст:  Владислав Воробьев (Кишинев - Москва) Людмила Феликсова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4884)
Читать на сайте RG.RU

В Москве глубоко озабочены ситуацией в Молдавии, где во вторник после состоявшихся парламентских выборов произошли массовые беспорядки.

"Мы с озабоченностью следим за развитием событий", - заявил статс-секретарь - замглавы МИД России Григорий Карасин. По его словам, "практически все наблюдатели - и от СНГ, и от ЕС, и от Парламентской ассамблеи ОБСЕ - дали весьма позитивную оценку состоявшимся выборам".

Весь вчерашний день центр молдавской столицы больше напоминал поле брани. Много дыма, огня, разбитых стекол, крови. Мало рассудка и хладнокровия. При этом одни уверяли, что началась очередная цветная революция. Другие же считали, что Кишинев на несколько часов оказался во власти анархии.

Совсем недавно политологи активно рассуждали о том, что цветные революции ушли в прошлое. Однако произошедшие вчера в молдавской столице события заставили усомниться в подобных выводах. Слишком сильно погромы на улицах Кишинева напоминали события в Киеве, Тбилиси или Бишкеке. Сценарий все тот же. Лидеры оппозиции так же, как и прежде, требовали пересчета голосов, так же наготове были толпы "революционеров", так же поджигались государственные учреждения, так же забрасывались камнями резиденции президентов и спасались бегством от молодчиков милиционеры с окровавленными головами. Да, все это с поразительной точностью повторилось вчера в Кишиневе.

Лидеры оппозиции не скрывали, что именно они вывели на улицы недовольную происходящим в Молдавии молодежь. Представители Либерально-демократической партии, Либеральной партии и Альянса "Наша Молдова" весь последний месяц предельно открыто готовились к этому противостоянию. Власти знали, что оппозиция обязательно начнет действовать. Знали, что в местных высших учебных заведениях идет активная работа с электоратом. Знали, что за участие в акциях протеста предлагались деньги. Знали, что в "бой" пойдет одна молодежь. Но то ли не верили в способность оппонентов устроить беспорядки, то ли предполагали, что оппозиция не собирается протестовать "по-настоящему".

А в итоге ситуация вышла из-под контроля. Причем не только властей, но и оппозиции. Под вечер лидер Либерально-демократической партии Влад Филат почти кричал с трибуны на одной из центральных площадей: "Я призываю вас приостановить акции протеста. Необходимо отказаться от агрессии". Но его уже никто не слушал.

Тем временем многие усмотрели в произошедшем в Кишиневе и руку западных спецслужб, и руку США, и руку румынской разведки: ведь все три перечисленных "руки" оказывали консультационные услуги представителям молдавской оппозиции. Однако даже самые горячие головы на Западе отдают себе отчет в том, что у оппозиции сейчас нет широкой электоральной поддержки. Именно поэтому состоявшиеся в Молдавии парламентские выборы признали честными и демократическими все международные наблюдатели.

Будь иначе, Европа с большим удовольствием осудила бы действия победивших на них коммунистов.

Так кто же все-таки в действительности стоит за кишиневскими погромами? Оппозиция на подобное развитие событий явно не рассчитывала. В Кишиневе случилась не очередная цветная революция. В Кишиневе взбунтовалась и вышла из-под контроля местная шпана. Она почувствовала, что правящая партия сейчас не станет действовать жестко, пытаясь уберечь себя от европейских "черных меток". И хулиганье сорвалось. Сорвалась и начала громить все на своем пути ревущая толпа молодых одурманенных людей, одержимых манией присоединения к Румынии. А местные спецслужбы слишком долго не получали конкретных приказов. Результат плачевен. Молдавской демократии нанесен серьезный урон. Причем явно не по вине компартии.

Что же в действительности произошло вчера в Кишиневе? С утра 7 апреля по главной улице столицы колоннами и вразброс шли молодые люди. Пары обнимались и целовались, благо теплое апрельское утро располагало к влюбленности и легкости отношений. Некоторые шли с флагами Молдавии, Румынии и Евросоюза.

У памятника Штефану чел Маре - самый центр (рядом резиденция президента и парламент) - молодой человек рисовал плакат, дописывая последние буквы в лозунге "Долой мафию!", естественно, на румынском. А на ступеньках резиденции президента уже стояла многотысячная толпа, скандируя "Долой коммунистов!", "Уходите!", "В отставку!" и требуя, чтобы к ним вышел президент Воронин.

Но ничто еще не предвещало взрыва. Две юные красавицы при макияже и на высоких каблуках любезно сообщили, что они студентки Технического университета и пришли к главным зданиям столицы по велению сердца вместе с преподавателями. "Мы за либералов и хотим, чтобы они были во власти", - сказала одна из них. "А вас не смущает, что за коммунистов проголосовала половина избирателей?" - спросил корреспондент "РГ". "За них голосуют старики. Общество поделилось по возрасту. Мы, молодежь, хотим перемен".

Однако через два часа идиллическая картинка с поющими и смеющимися студентами сменилась иным жестоким видеорядом. В какой-то момент толпа ринулась на парламент. В ход пошли камни, окна разлетелись вдребезги. Из здания резиденции президента была выломана тяжелая дубовая дверь, которую под радостные крики подожгли. Полиция попыталась применить против бесчинствовавших молодцев водометы и слезоточивый газ. Но было очевидно, что на решительный отпор стражи порядка не способны. Как стало известно позднее, около 400 сотрудников силовых структур, охранявших госучреждения в Кишиневе, обратились за медицинской помощью.

Либералы, по инициативе которых и начались акции протеста, уверяют, что к погромам и мародерству в городе (а было и такое) они отношения не имеют и силовое развитие событий ими не планировалось. Это стихийный протест, заявили оппозиционеры. Но, судя по тому, как четко направлялись силы нападающих - они разбились на три группы, и каждая занималась своим объектом: одни парламентом, другие - резиденцией президента, а третьи - зданием правительства, - в стихийность верится с трудом.

Между тем лидеры оппозиционных партий объявили, что приняли политическую декларацию, в которой опротестовывают итоги парламентских выборов и требуют повторного голосования. Президент Молдавии Владимир Воронин в свою очередь на экстренном заседании правительства выразил недоумение по поводу происходящего и осудил "вакханалию", которую "затеяли те, кто стоит за этой акцией". Пока нет, сказал он, официальных и окончательных результатов голосования, и никто не обращался по поводу их пересмотра. Советник главы государства Марк Ткачук, который был руководителем предвыборного штаба коммунистов, высказался определеннее: "Оппозиция предприняла попытку осуществления государственного переворота". Позже вечером президент страны Воронин выступил с телеобращением.

- Пока рано говорить о революции, потому что ни одной из сторон не выставлены политические требования, - сказал "РГ" политолог Виктор Дораш. - А что касается тех, кто действует на площади, то очевидно, что они достаточно хорошо организованы. И, безусловно, должна появиться сторона, которая продемонстрирует, чего она добивается, и тогда все станет ясно. Оппозиция пока себя проявляет нерешительно. Ситуация мало похожа на то, что присходило на Украине, скорее, это ближе к киргизской "революции тюльпанов".

Между тем

Ближе к ночи президент Молдавии Владимир Воронин и лидеры трех оппозиционных партий договорились о пересчете голосов на выборах. А протестующая в центре Кишинева молодежь достигла перемирия с силами правопорядка и согласилась постепенно покинуть здание парламента и резиденцию президента. Пересчет будет длиться десять дней. Иными словами, в Молдавию вернулся порядок. Надолго ли?

Молдавия