08.04.2009 03:00
Власть

Глава ВЦИОМ Валерий Федоров: Власть научилась коррелировать свои действия с общественным мнением

Политологи попытались подвести итоги 2008 года
Текст:  Анна Закатнова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4884)
Читать на сайте RG.RU

Состояние и перспективы политической системы России обсудили вчера эксперты и политологи, близкие к либерально-консервативному клубу "Единой России" под названием "4 ноября".

- У нас есть плохая традиция - вброс текста без рефлексии, а мы своим докладом хотим повлиять на дискуссию, - так несколько загадочно открыл обсуждение глава Института общественного проектирования Валерий Фадеев.

Речь шла о докладе под названием "Оценка состояния и перспектив политической системы РФ", который пока еще не до конца написан. Около тысячи страниц текста уже выложено на сайте института, и это еще не предел. Авторы обещают оценить ситуацию за 2008 год в объеме около полутора тысяч страниц. Поскольку ИНОП был создан и курируется не только самим Фадеевым, но и главой Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимиром Плигиным, а оба они являются основателями либерально-консервативного клуба "4 ноября", то состав собравшихся на вчерашнюю дискуссию был довольно внушительным. Правда, возможно, многие из них ожидали послушать выступление первого замглавы президентской администрации Владислава Суркова, хотя тот так и не появился.

Впрочем, дискуссии это не помешало, тем более что докладчики, подготовившие отдельные части "Оценки", сами не без удовольствия провоцировали аудиторию. Так, Владимир Плигин философски заметил, что "конституционные идеалы и их воплощение в жизнь в большинстве случаев не совпадают, а границы их расхождения зависят от условий развития общества". Причем он подметил любопытный парадокс: "Достаточная часть общества не читает Конституцию, но имеет конституционный идеал, базирующийся на принципах справедливости, гуманности и конструктивности". Так же, ссылаясь на результаты исследования, проведенного ИНОПом, Плигин заметил, что сейчас в сознании народов, населяющих Российскую Федерацию, никто не чувствует себя жертвой. Хотя, признал оратор, это не означает, что уровень криминогенности в обществе в целом понизился: он привел данные, что за прошлый год было совершено около 50 млн административных правонарушений, "то есть фактически каждый второй взрослый член общества совершил правонарушение" (если исходить из цифры, что общее народонаселение России состоит из 140 млн человек. - Прим. "РГ").

- Есть целая группа людей, которые считают русский народ жертвой и предлагают, в частности, изменить преамбулу Конституции, - горячо возразил Виталий Третьяков.

Однако Плигин настаивал, что если еще недавно некоторые народы требовали от власти необходимости заключить с ними договор и оговорить в нем условия компенсации своему ощущению жертвы, то сейчас подобного явления нет. Хотя он признал, что "сейчас мы соединены только территориальным принципом и находимся в стадии только начинающегося становления идеологии".

Профессор МГИМО Михаил Ильин, также привлеченный к подготовке доклада, рассказывал о степени консолидированности политической системы, и хотя он считает, что две основные задачи, стоявшие перед Путиным, были выполнены ("накопление институциональных возможностей" и "формирование консенсуса в обществе"), но "успех был достигнут за счет ручного управления, а не структурных преобразований".

Глава ВЦИОМ Валерий Федоров рассказал о том, что власть очень внимательно прислушивается к данным социологических опросов и научилась коррелировать свои действия с общественным мнением. Кстати, Федоров также сообщил о переменах в приоритетах этого самого общественного мнения: вместо проблем ЖКХ и пенсий на первый план вышли проблемы инфляции и безработицы, а на втором месте оказалась проблема коррупции бюрократической.

Тут глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский решил добавить проблем в повестку дня власти, причем зайти издалека: по его мнению, для российской власти, начиная с воцарения Романовых и до 90-х годов, за исключением периода 30-40-х годов прошлого века, всегда было актуальным "вытеснение садизма из властных структур". В этот момент глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева поднялась и начала тихо пробираться к выходу. "С начала 90-х годов такой цивилизационной программы у власти нет, ею пренебрегала администрация сначала Ельцина, потом Путина, теперь Медведева, - продолжал Павловский, - тем временем силовые структуры насыщаются садистами и вводят садистские методы, которые постепенно начинают считать нормальными".

- Да, такая постановка вопроса - о вытеснении садистов - неожиданна и ее надо обдумать, - оценил запал оратора Владимир Плигин.

Впрочем, он поспешил заметить, что нельзя сказать, что власть не реагирует на уровень насилия в обществе, и частично это видно в тех мерах, которые предпринимаются по реформированию уголовно-исполнительной системы. Но и сама преступность постоянно меняется, и в качестве примера Плигин привел перемены в отборе идеальных объектов для кражи: когда-то это были меховые шапки, потом магнитофоны, теперь - мобильники. "А на садизм власть реагирует", - успокоил Плигин аудиторию.

Теперь, после публичного обсуждения доклада, ИНОП собирается еще его дописать и даже выпустить книгу.

Позиция