08.04.2009 03:00
Общество

Профессор Имран Акперов: Будущее высшего образования - в интеграции вузов и создании холдингов

Текст:  Имран Акперов (доктор экономических наук, профессор, Ростов-на-Дону)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4884)
Читать на сайте RG.RU

Готовясь к новой приемной кампании, многие вузы уже сейчас прогнозируют существенное снижение числа абитуриентов. В некоторых регионах конкурс минимален даже на бюджетные места.

По данным минобрнауки, сейчас в России около 1,5 тысячи вузов и 2200 различных филиалов. С 1990-х годов число вузов в стране увеличилось в два с лишним раза: во всем СССР было лишь порядка 600 вузов, из них 20-30 университетов. В Америке в каждом штате не больше двух высших учебных заведений. Нас тоже, по всей видимости, ожидает оптимизация количества учебных заведений, ведь в ситуации денежного дефицита бюджетные учебные заведения становятся непосильной ношей. А тут еще демографический фактор: мы вплотную подошли к моменту, когда выросло поколение 90-х - периода демографической ямы.

Чтобы выжить, вузам нужно объединяться. В интеграции и создании холдингов - будущее высшего образования. Но вопрос не только в этом. Внедрять столь необходимые сегодня инновационные технологии, повышать качество подготовки специалистов тоже сложно в одиночку.

Ближайший пример интеграции вузов - создание в Ростовской области Южного федерального университета, объединившего, по сути, четыре разных государственных вуза. Но он был создан по требованию министерства образования, и в него вкладываются колоссальные средства. Есть на юге России и другой пример, более мягкого и менее затратного способа интеграции. В один холдинг по собственной инициативе объединились вузы пяти субъектов Юга России - это негосударственные сильные вузы. Каждый из них сохраняет полную юридическую самостоятельность, выдает свой диплом, имеет свою структуру. Общение между вузами - членами холдинга происходит на ресурсном уровне: создается общее образовательное, информационное пространство вузов Юга России. При этом объединяются, суммируются средства как на продвижение инновационных идей и внедрение новых методик образования, так и на проведение солидных ученых и студенческих конференций, издание общего научного журнала, где публикуются ученые всех пяти вузов, создание электронной библиотеки университета.

Но вернемся к нашим студентам. Что дает межвузовское объединение именно им?

Для современного студента рамки одного вуза, особенно маленького, уже тесны. Нельзя в одних стенах качественно готовить специалиста. На самом деле критерий качества образования - это уровень нашей экономики. И в том, что сегодня она пришла в такое плачевное состояние, отчасти виноваты и вузы, ведь хребет любой экономики - людские ресурсы. Хороший специалист должен свободно владеть информацией, наработанной в других вузах. Дополнительным стимулом для них стала возможность получения помимо основного еще и второго диплома, что сразу повышает привлекательность выпускников в глазах работодателей.

Образование