В Астраханской области впервые за взрыв газа в жилом доме призвали к ответственности газовиков - они должны выплатить пострадавшим жильцам миллион рублей.
В "нехорошей" квартире N 54 произошла утечка газа. Когда беспечный владелец пришел домой и еще в прихожей закурил сигарету, раздался взрыв. Огонь в считаные минуты сожрал внутренности квартиры, от пламени, а также от воды, которой пытались потушить пожар, пострадали жильцы трехкомнатной квартиры N 56. Квартира N 54 полностью выгорела. Сами жильцы во время спасательной операции долго находились на улице в халатах и тапочках, хотя на дворе был ранний март, и в итоге попали в больницу. Выписавшись оттуда, соседи подали иск в суд на хозяина квартиры N 54, который госпитализирован в тяжелом состоянии, а также на "Астраханьрегионгаз" и "Астраханьгазсервис".
По заключению пожаро-технической экспертизы, наиболее вероятной причиной взрыва стала утечка газа и его скопление в доме. Согласно данным экспертизы, на изъятом с места происшествия газовом шланге имелось сквозное повреждение глубиной четыре миллиметра - оттуда и шла утечка.
Суд постановил выплатить истцам по 300 тысяч рублей каждому плюс по 50 тысяч за моральный ущерб и компенсацию за судебные расходы за счет "Астраханьрегионгаза". Однако газовики, не признав иск, не согласились с решением суда. Их главный аргумент звучал так:
- Владельцами источника повышенной опасности, т. е. бытового газа, являются "Астраханьгазсервис" и сам хозяин квартиры как собственник внутриквартирного газового оборудования.
Однако кассационная инстанция - судебная коллегия Астраханского областного суда - оставила решение райсуда в силе.
- Закон гласит, что юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, - говорит пресс-секретарь суда Наталья Кольчина. - Причем обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое или физическое лицо, которое владеет этим источником повышенной опасности на праве собственности или хозяйственного ведения. А собственник бытового газа в данном случае - газоснабжающая организация.
Почему виноват не хозяин квартиры, который, казалось бы, должен был следить за состоянием газового оборудования в своем жилище? Потому что он не собственник газа! Между газоснабжающей организацией и хозяином квартиры N 54 был заключен не договор купли-продажи, а договор на оказание услуг в виде предоставления газа для использования в бытовых целях. Так что хозяин - лишь потребитель газа, а никак не его собственник или владелец. Как пользователь газом он правил эксплуатации газового оборудования не нарушал. Также суд не нашел неисправностей технического состояния газового оборудования со стороны "Астраханьгазсервиса". И теперь последний обязан выплатить ущерб всем пострадавшим.