Глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин распорядился создать в подразделениях своего ведомства специальные аналитические группы для раскрытия особо опасных преступлений.
В основу такого решения заложен необычный опыт, обкатанный в управлении по Пермскому краю. Его возглавляет женщина в генеральских погонах Марина Заббарова. По роду профессии прокурорские - народ консервативный: необычные, а тем более спорные методы расследования применяют с опаской. Заббарова рискнула использовать для раскрытия цепи серийных преступлений гипноз при допросе свидетелей. И нашла маньяка, который в течение девяти лет методично охотился за людьми. Их тела с огнестрельными ранениями находили в самых разных местах Соликамска. Жертвами становились военнослужащие, милиционеры, работники военизированной охраны, которым положено иметь оружие. Убийца стрелял из засады, стволы забирал себе - в личный арсенал.
Долгое время следователи считали, что действует преступная группировка, которая усиленно вооружается. Слишком дерзко совершались убийства, даже среди бела дня. Следствие топталось на месте, не было никаких зацепок. Выйти на след маньяка удалось Марине Заббаровой. Она едва ли не первая в своей системе применила криминалистические методы, которые среди следователей считаются довольно спорными. Речь идет о так называемом гипнорепродуктивном опросе. Проще говоря, когда под гипнозом человек вспоминает такие детали и подробности, о которых в обычном состоянии не помнит.
- Помимо восьми убитых было совершено еще 3 покушения на убийство, - рассказала корреспонденту "РГ" сама Заббарова.- И ни одной зацепки. Мы создали специальную группу из самых опытных следователей во главе с Сергеем Сарапульцевым. Допросили почти сотню человек, провели больше десятка сложнейших судебных экспертиз. У нас была информация, что преступника видели четыре человека. Но - лишь на мгновение, и в стрессовой ситуации. Поэтому все описывали преступника по-разному. А мы поэтому полагали, что убийц было несколько. Для установления истины решили провести гипнорепродуктивный опрос свидетелей. Пока он довольно редко применяется в следственной практике. Но мы решили рискнуть и вызвали московского эксперта-психолога, профессора Алексея Скрыпникова.
Марина Заббарова рассказывает, как шло дело. Свидетели и потерпевшие были вновь допрошены с участием приехавшего специалиста. По их описаниям художник составил портреты предполагаемых преступников. На всех изображениях оказался один и тот же человек. А дальнейшее было уже делом техники. В Соликамске задержали 37-летнего Александра Геращенко. Он работал заместителем начальника караула пожарной части. При обыске обнаружили пистолеты и автомат, принадлежавшие убитым. Геращенко долго не упирался. Следователей удивили мотивы его преступлений. Все убийства он совершал ради самоутверждения, чтобы считать себя "избранным", способным вершить судьбы людей. Маньяк получил пожизненный срок. А сыщики - полезный опыт.
Были созданы особые аналитические группы, которые сейчас "специализируются" на расследовании преступлений прошлых лет. Так удалось раскрыть 105 старых "висяков" - тяжких преступлений, из них - 36 убийств.
Опыт аналитических групп оказался востребован и в делах по свежим преступлениям. Из 541убийства, совершенного в крае за год, 516 уже раскрыты. Аналогичная ситуация по делам об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью и о насилии. Раскрыт подпольный преступный синдикат, почти 10 лет вовлекавший секс-рабынь в занятие проституцией. В их числе оказались более 220 женщин и девушек, в том числе пятеро малолетних и 14 несовершеннолетних. В этом году уголовное дело направлено в суд, по нему проходят 64 участника преступной деятельности.
Еще одним ноу-хау, которое появилось в следственном управлении с приходом новой начальницы, стала новая электронная система учета преступлений и происшествий со встроенной поисковой системой. Электроника позволяет сыщикам искать сходные черты в разных преступлениях. Она дает аналитическим группам материал для выявления серийных убийц, насильников. Кстати, по инициативе местных криминалистов следователи с участием врачей стали проводить психофизиологические экспертизы, которые помогают свидетелям восстановить до деталей картину происшествия, облик предполагаемого преступника. Даже изданы методические рекомендации, как проводить такой допрос свидетелей. Пока это первое практическое пособие по необычным следственным методикам.
Беседуя с генералом от следствия, я пытался нарисовать для себя ее психологический портрет.
- Не хотелось бы прослыть предвзятой, но женщина-следователь - действительно опасный противник, - улыбается Заббарова. - Как специалист она более наступательна и энергична. Женская логика позволяет объединить самые несовместимые на первый взгляд факты и подробности, а терпение, внимание к деталям, интуиция, аккуратность благотворно сказываются при оформлении доказательств.