09.04.2009 03:00
Культура

Владимир Бортко: Для меня "Тарас Бульба" - героическая драма

На экраны России, Беларуси и Украины вышел фильм "Тарас Бульба"
Текст:  Татьяна Михайлова
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (401)
Читать на сайте RG.RU

По решению ЮНЕСКО нынешний год объявлен Годом Николая Васильевича Гоголя. Этой дате посвящена и премьера фильма "Тарас Бульба". Внимание зрителей привлечет не только знакомый со школьной скамьи сюжет, но и звездный состав съемочной группы режиссера Владимира Бортко. Главную роль исполнил народный артист СССР Богдан Ступка, его сыновей сыграли Игорь Петренко и Владимир Вдовиченков. В "Тарасе Бульбе" сыграли Михаил Боярский, Борис Хмельницкий, белорусский актер Александр Дедюшко, украинская актриса Ада Роговцева...

- Есть ли разница в том, что вы снимаете по известному произведению или по оригинальному сценарию? - адресую вопрос режиссеру Владимиру Бортко.

- На мой взгляд, большой разницы нет, что снимать - известное произведение или фильм по оригинальному сценарию. Дело в ответственности. Просто при экранизации классиков, которых читали все, чувствуешь большую ответственность. Я не старался максимально соответствовать написанному литературному варианту. Я хотел показать то, что, мне кажется, хотел сказать автор.

- Почему вы взялись за Гоголя?

- Гоголь - великий русский писатель, которым могла бы гордиться любая на земле нация. Все мы вышли из гоголевской "Шинели". Для меня "Тарас Бульба" - героическая драма. В фильме много батальных сцен, но не это важно. Важно, что стоит за боями, кто с кем дерется, кого убивает и почему. Это гораздо важнее.

- Это ведь не первая ваша попытка снять "Тараса Бульбу"?

- Первый раз мне предложили снять фильм по Гоголю еще в 2000 году. Я даже ездил в Киев, предполагал, что будет совместный русско-украинский фильм. Но тогда не получилось. И через пять лет телеканал "Россия" предложил мне снять "Тараса Бульбу".

- Проект очень масштабный. Во столько он обошелся?

- Проект обошелся в 516 млн рублей. Этот проект не одноразового использования, он займет свою страницу в национальном кинематографе, как это было с сериалом "Идиот": "Россия" частично финансирует канал "Культура" - это его миссия. Партнером "России" в проекте выступила студия "Централ Партнершип", которая делает много совместных постановок с "Беларусьфильмом", в том числе картину "Брестская крепость".

- Сколько копий запланировано на Украину и Беларусь?

- На Украину около 100 копий, на Беларусь чуть меньше.

- Как вы считаете, современный мир услышит призыв Тараса Бульбы к единению славянских народов?

- Я на это рассчитываю, фильм должен нести не только эстетическое удовольствие, но и воспитательное. Ведь у Гоголя речь идет о земле, поруганной удельными князьями. В финале звучат слова: "Знают уже дальние и ближние народы, поднимается с русской земли свой царь - не будет силы, которая бы не покорилась ему... И где же найдется такая сила, которая пересилила бы русскую силу..." Важно, чтобы этот посыл был услышан у нас в Отечестве и в ближнем зарубежье, ибо едина Русь. Да, есть южная ее часть - Украина. Есть западная часть - Беларусь. Но это один и тот же народ. История Тараса Бульбы как раз об этом. Он придерживается позиции единого народа, в силу разных исторических обстоятельств разделенного.

Актер Игорь Петренко продолжил:

- Для меня роль Андрия - одна из сложных. Я держал пробы еще в 2000 году, потом ездил на вторые пробы в Санкт-Петербург и благодарен, что меня утвердили. Мой герой - рыцарь, но пойман на эту слабость. В результате название ему одно - предательство. Андрий сделал шаг осознанный - не испугавшись смерти, перешел на сторону противника. Выбрал смерть ради любви. В этом и трагедия, и драма человеческая.

- Вы могли бы оказаться на месте своего героя?

- Трудно сказать. Судьба не ставила меня в такое положение. Я готов защищать то государство, где борьба за мир, а не за власть... Сегодня в кино так много бытовых историй и редко, когда снимаются проекты такого масштаба. В этом проекте ценности совсем другие.

Актер Владимир Вдовиченков дополнил:

- Главной чертой в Остапе я назвал бы бескомпромиссность. Причем логика его поступков не всегда мотивирована. Желание быть таким, как отец, - главное. Он в своей стихии. Когда Остап приезжает в Запорожскую Сечь, он понимает: это его, ничего другого ему не нужно. Эта картина ставит задачу объединения славянских народов.

Кино и ТВ