С неожиданным предложением выступила Федеральная антимонопольная служба. Она предлагает сделать цены на автогражданку свободными, ограничив только верхний предел назначенным тарифом. Это сыграет на руку недобросовестным компаниям, отреагировали в Союзе автостраховщиков.
Примечательно, что инициатива возникла на фоне неутихающих стонов страховщиков об убыточности автогражданки. Последние новости с рынка подтверждают, что дело это становится все более рисковым. Довольно много компаний обанкротилось. А после введения европротокола и прямого урегулирования убытков некоторые страховщики вынуждены были отказаться от автогражданки. Чтоб хуже не было. Кстати, прежде чем обанкротиться, многие успели заключить огромное количество договоров именно по сниженным ценам. Собранные с автомобилистов немалые суммы, как уверяют специалисты, исчезли в неизвестном направлении, а вот долги повисли на компаниях, оставшихся на этом рынке. Они и будут солидарно расплачиваться за беглецов. И в такой ситуации предлагается легализовать демпинг. В ФАС не видят в этом ничего страшного.
Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров признает, что страховщики не прочь поиграть на скидках, чтобы заполучить клиентов.
- Это происходило довольно массово, - говорит Кашеваров. - Мы возбудили в 2007 году 11 дел против крупнейших игроков рынка за предоставление таких скидок. Тогда продажи полисов ОСАГО сопровождались предоставлением бесплатного бензина, различных скидочных карт, руководство компаний-страхователей получало в виде бонусов членство в каком-нибудь клубе... Исходя из нашей практики, мы считаем, что ценовая конкуренция может существовать. Сейчас тариф повышается, соответственно возможность предоставления скидок увеличивается.
В минфине еще не определились с позицией и говорят, что озвучат ее через неделю. Хотя наш источник утверждает, что позиция минфина сходна с позицией Российского союза автостраховщиков. По их мнению, такое решение преждевременно. Есть большие опасения, что это предложение позволит недобросовестным компаниям за счет демпинга набирать клиентов, а потом уйти с рынка, не расплатившись по накопленным обязательствам.
Так, например, не столь давно с рынка ушел Генеральный страховой альянс. За всеми выплатами граждане теперь вынуждены обращаться в РСА. Союзу даже пришлось набрать дополнительный штат, чтобы разгрести проблемы альянса. По оценкам страховщиков, только по долгам этой компании выплаты составят около 300 миллионов рублей. На следующей неделе предполагается, что еще четыре компании лишатся лицензии. По примерным подсчетам РСА, совокупный долг всех ушедших и собирающихся уйти с рынка компаний составит порядка полутора миллиардов рублей. Такими темпами довольно быстро можно израсходовать весь гарантийный резерв, ведь на сегодняшний день в нем порядка трех миллиардов рублей. Еще один уход с рынка двух-трех значительных игроков может опустошить эту заначку.
Но основная проблема в том, что до сих пор не удается создать механизм защиты от недобросовестных страховщиков. В этом качестве может выступить новый закон о банкротстве, который прошел первое чтение в Госдуме. В нем предусмотрена в том числе и персональная ответственность управляющих компанией вплоть до уголовной. А также способы контроля, сходные с теми, которые применяются в банковской сфере.
Без такого контроля введение свободных тарифов может довольно сильно навредить рынку ОСАГО, убеждены в РСА. Впрочем, определенная доля истины в предложении антимонопольной службы есть. Ведь изыскивают же страховщики резервы, чтобы платить своим агентам? Напомним, что по последним поправкам агентские не могут превышать восьми процентов от суммы сделки. Значит, есть возможности и для снижения тарифов.