Росрыболовство принимает беспрецедентные меры для того, чтобы остановить рост цен на мороженую рыбу. Рыбаки получили 10 дополнительных дней на лов минтая на севере Охотского моря. Сегодня "Российская газета" публикует соответствующий приказ руководителя рыбного ведомства Андрея Крайнего.
Ученые не против, рыбопромышленники довольны. Но удастся ли затормозить подорожание? Кстати, минтай в годовом российском улове составляет не меньше трети. Это наше основное рыбное богатство, поэтому от происходящего на минтаевом промысле зависит и состояние бизнеса, и общая "температура" на рынке.
В этом году неразделанная мороженая рыба наряду с чаем и сахаром оказалась лидером роста цен в рознице среди всех популярных продуктов питания. По данным Росстата, 6 апреля она была в среднем на 10,3 процента дороже, чем в конце декабря. Эксперты называют несколько причин: рост затрат, курсовая разница рубля и доллара, но главное - рыбы ловится меньше, чем обычно. Рыбопромышленник Дмитрий Дремлюга сообщил корреспонденту "РГ", что его суда ежедневно ловят в течение нынешней путины по 500-700 тонн минтая вместо обычных 1500 тонн. А каждый день эксплуатации парохода на промысле все равно обходится в 1-1,8 миллиона рублей.
В Росрыболовстве объясняют, что дело в "плохой промысловой обстановке" - минтая в принципе много, но он в этом году задержался в районах, где ловить запрещено. Поэтому вместо 632 тысяч тонн, которые можно добыть без ущерба для рыбных запасов, рыбаки подняли на борт только 507 тысяч тонн. В результате в порту Владивостока минтай в опте подорожал с 43-45 рублей за килограмм в конце прошлого года до 49 рублей за килограмм сейчас. Дмитрий Дремлюга говорит, что рост цен на минтай во время путины - исключительное явление. Он, естественно, доволен продлением путины. И уверен, что в связи с этим рыбы на российском берегу станет больше, что позволит затормозить рост цен.
Другой рыбопромышленник - Анатолий Костин - не связывает подорожание с нехваткой рыбы, а говорит о росте издержек. Ему, например, пришлось в этом году на 20 процентов поднять зарплату, иначе просто некому было бы выходить в море. Внесло свою лепту и увеличение цены фрахта, которая выросла после введения обязательной доставки предназначенной на экспорт рыбы на российскую таможню. Однако, по мнению Дмитрия Дремлюги, тонна рыбы в связи с этим поднялась в цене лишь на 10-20 долларов, что не слишком существенно. Вроде все логично.
Но в то же время, по данным Александра Гривняка, который возглавляет одну из крупнейших рыбоперерабатывающих компаний страны, закупочная цена минтая в Китае поднялась с начала года с 1300 долларов до 1600 долларов за тонну. Вполне понятно, что везти туда минтая выгодно, что российские рыбаки и делают. Во всяком случае Александр Гривняк утверждает, что пока не заметил увеличения предложения рыбного сырья на внутреннем рынке России. Зато спрос сейчас, во время православного поста, традиционно очень высок. Вот цены и растут. По мнению Александра Гривняка, после Пасхи они, скорее всего, стабилизируются, но их снижение пока маловероятно.
Таким образом, складывается удивительная коллизия. Российское правительство начиная с прошлого года наращивает меры поддержки рыбной отрасли. Принята федеральная целевая программа ее развития, выделены деньги на субсидирование процентной ставки по кредитам. В ответ на это рыбаков просят увеличить поставки их товара на российский рынок, чтобы снабдить население сравнительно недорогой "антикризисной" едой. Однако добытчики минтая, находя разные причины, похоже, пока не расслышали этой просьбы. Интересно, сделает ли их патриотичнее продление путины на 10 дней?