Вчера в СМИ прошла информация о том, что министерство здравоохранения и соцразвития "намерено рассмотреть вопрос об отмене обязательной накопительной части пенсии". Министерство отреагировало немедленно, опровергнув утверждения, что готовит такой законопроект.
Поводом для публикации стало выступление в прямом радио эфире статс-секретаря - заместителя министра здравоохранения и соцразвития Юрия Воронина и дискуссия с присутствовавшими в студии слушателями о ближайших перспективах российской пенсионной системы.
Речь идет о том, что на сегодняшний день трудовая пенсия формируется из трех частей - базовой (которую обеспечивает государство на равных для всех пенсионеров условиях), страховой (она формируется за счет отчисления взносов с заработной платы, а потому напрямую зависит и от заработка, и от трудового стажа), и накопительной (которая также финансируется путем перечисления страховых взносов из заработка). При этом первые два платежа поступают в "общую копилку" (федеральный бюджет и Пенсионный фонд) и немедленно перераспределяются для выплаты текущих пенсий нынешним 38 млн пенсионеров. А на индивидуальных пенсионных счетах фиксируется, сколько конкретно человек заплатил, чтобы знать, из какой суммы в дальнейшем рассчитывать его пенсию. Таким образом формируются так называемые пенсионные права граждан.
Что касается третьей - накопительной - части страховых пенсионных взносов, в распределительной системе они не участвуют: средства поступают на личные счета граждан, а затем по их распоряжению передаются для дальнейшего инвестирования по одному из трех вариантов - либо государственному управляющему (ВЭБ), либо одной из частных управляющих компаний, либо негосударственному пенсионному фонду.
Когда десять лет назад еще только обсуждалась такая "трехступенчатая" конструкция пенсионной системы, предполагалось, что это будет наиболее оптимальный и устойчивый вариант, который, с одной стороны, позволит обеспечить выплаты нынешним пенсионерам, а с другой - за счет роста фондового рынка в России обеспечит высокую доходность пенсионным накоплениям и даст возможность работникам 1967 года рождения и младше (именно эти возраста участвуют в накопительной системе в рамках обязательного государственного пенсионного страхования) к старости получить полноценную пенсию.
Цена вопроса на сегодняшний день - уже порядка 400 млрд рублей (это величина всех накоплений, сделанных с момента введения новой "трехступенчатой" пенсионной системы). И хотя львиная доля накоплений - так называемые средства "молчунов" - находятся в управлении госуправляющего ВЭБ, в частных управляющих компаниях и НПФ также сосредоточены весьма солидные деньги - порядка 49 млрд руб.
Проблема в том, что бизнес "получает" эти средства в рамках государственного пенсионного страхования в обязательном порядке. А вот обязательное сохранение и приращение их никто не гарантирует. В первые годы, действительно, большинство частных управляющих показывали достаточно высокую доходность. Но затем дело пошло все хуже, и в прошлом году практически все структуры, управляющие пенсионными накоплениями, оказались в минусе. Причем ВЭБ показал один из лучших результатов, уйдя в "минус" только на 0,46 проц. А, к примеру, НПФ в большинстве оказались в убытке примерно на 25 процентов.
В то же время отчисления будущих пенсионеров, идущие на страховую часть пенсий, индексируются строго по инфляции: в прошлом году они приросли примерно на 12 процентов, в этом - без малого на 13 проц.
Именно поэтому минздравсоцразвития, которое традиционно отвечает за правовое обеспечение распределительной части пенсионной системы, имеет полное право говорить о ее большей устойчивости по сравнению с накопительной частью.
Юрий Воронин не раз открыто (в том числе и на страницах "РГ") заявлял о том, что, по его мнению, накопительный элемент в пенсионной системе может присутствовать, но он должен быть организован в добровольном порядке (а не в рамках обязательного государственного страхования). Причем первый шаг в этом направлении уже сделан - с нынешнего года стартовала программа добровольного софинансирования пенсий - речь идет именно о формировании пенсионных накоплений, причем к взносам работников свою половину добавляет также и государство. Но делается это на строго добровольной основе. Люди, участвующие в программе, знают, что их средства будут инвестированы по их распоряжению и, следовательно, отдают себе отчет в возможных последствиях.
Что касается возможной "отмены" уже функционирующего обязательного накопления - в минздравсоцразвития вчера четко прокомментировали, что "министерство никогда не высказывалось за отказ от накопительного элемента". А возможная модернизация - это предмет дискуссий. В конце концов, действительно, нужно придумывать механизмы, которые бы позволили защитить пенсионные накопления от возможных потрясений на фондовом рынке.