15.04.2009 03:00
В мире

Николай Злобин: Обама проявил толерантность по отношению к крайне критическим взглядам на политику США

Текст:  Николай Злобин ( директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности, Вашингтон, США)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4889)
Читать на сайте RG.RU

Европейское турне президента США Барака Обамы стало его первым реальным выходом в большой свет мировой политики. Ожидания были крайне высоки как в самих США, так и во всем мире. При этом однако было высказано немало скептицизма по поводу того, как молодой американский президент сумеет справиться с трудными и разнообразными задачами, которые стояли перед ним в этой очень длинной для главы государства поездке. Многие, в том числе в США, считали, что Обама не способен толком справиться с ними по разным причинам. Некоторые даже полагали, что он до сих пор по-настоящему не осознает их глубину и масштаб, величину ответственности, которая легла ему на плечи. В разговоре со мной один известный республиканец даже назвал Обаму "Алисой в Зазеркалье", имея в виду, что президент США еще толком не осознал реалии, в которых оказался, ибо долго критиковал предыдущую администрацию со стороны. Невольно вспоминается фраза другого президента США Джона Кеннеди, заметившего, что, когда он вступил в обязанности президента страны, больше всего его поразило именно то, что дела оказались действительно так плохи, как он сам утверждал во время предвыборной кампании.

Кроме того, первые два месяца президентства Обамы были очень непростыми с точки зрения внутренней политики США. Экономика страны продолжает опускаться в глубокий кризис, нарастают социальные проблемы, связанные с ростом безработицы и возможным банкротством ряда крупных американских компаний, в том числе автомобильных. Общественное мнение было в последние недели потрясено рядом скандалов, связанных с выплатой высоких дивидендов менеджерам американских компаний, которые или обанкротились, или получили огромные суммы денег на свое спасение из государственных фондов, то есть денег налогоплательщиков. Барак Обама, как известно, не сразу отреагировал на эти скандалы, и ему пришлось выслушать немало резкой критики, в то время как его еще недавно стабильный и высокий рейтинг стал колебаться. Как бы там ни было, критики президента говорили, что домашние дела не позволяют ему всерьез заняться мировой политикой, что у него не было времени хорошенько подготовиться к поездке, тем более что она включала такие важные вещи, как встречу "большой двадцатки", посвященную поискам выхода из мирового экономического кризиса; серьезный разговор в НАТО по вопросам мировой и европейской безопасности; встречу с российским президентом Дмитрием Медведевым, в ходе которой два президента должны были попытаться продемонстрировать, что они способны "перезагрузить" двусторонние отношения.

Наконец, большим вопросом перед поездкой было и то, как мир встретит нового американского президента. Не секрет, что за последние годы имидж Америки на международной арене резко потускнел, ее репутация оказалась сильно дискредитирована, в первую очередь политикой предшественника Обамы на посту президента. В мире заговорили о закате Америки, о конце "американского века", тем более что кризис вполне способен серьезно подорвать экономическое доминирование США. В Москве, как известно, пытались даже говорить о новой мировой резервной валюте. Все хорошо помнят, как освистывали Джорджа Буша во время его зарубежных поездок, какую критику во всем мире вызывала его политика. Поэтому Вашингтон интересовало, как мир встретит нового американского лидера, что было индикатором того, как быстро сможет Америка изменить негативное мировое общественное мнение в свою пользу, и сможет ли вообще.

Большинством наблюдателей визит Обамы в Европу был оценен как весьма успешный. Для американцев особое значение имело, что президент их страны был встречен с энтузиазмом, которого они не помнят со времен Кеннеди. Все обратили внимание, что Обама меньше говорил, но больше слушал, старался не выступать с речами, которые могли бы быть восприняты европейцами, как очередные американские нравоучения или указания. Обама неожиданно для многих проявил высокую толерантность по отношению к крайне критическим взглядам на политику США и не вставал в оборонительную позицию, а терпеливо предлагал обсуждать варианты совместных решений и компромиссов. Безусловно, Обаме удалось начать процесс восстановления международной репутации США, доверия в мире к тем решениям, которые принимаются в Вашингтоне. Однако впереди здесь еще очень длинный путь, много старых проблем и сильных стереотипов, поэтому нет никаких гарантий, что Америке удастся этот путь пройти или пройти сравнительно быстро.

Европейский визит Обамы показал, что действительно, того превалирования США на международной арене, которое сложилось после распада СССР, уже никогда не будет. Для успешного осуществления своих внешнеполитических целей Вашингтону неизбежно нужна сегодня большая международная поддержка, а значит, эти цели могут и должны быть серьезно скорректированы в интересах мирового сообщества, а не просто представлять собой эгоистическое видение проблемы со стороны США. Это непростая задача, которая стоит перед Обамой, ибо ему необходимо будет в первую очередь преодолеть противодействие части собственного истеблишмента, привыкшей как к доминированию, так и к тому, что американские интересы превыше всего. Нельзя быть уверенным, что президенту это удастся.

Другой важный вывод, который можно сделать, анализируя итоги президентского визита, это ярко видимая сегодня необходимость в восстановлении ведущей роли США в вопросах международной безопасности, борьбы с терроризмом, нераспространения ядерного оружия, перестройки международных институтов, преодоления экономического кризиса. Что бы ни говорилось про Америку, ее роль - политическая, военная, экономическая - в мире слишком велика. Без фундаментального изменения американских подходов к мировым проблемам эти проблемы будет решить очень тяжело, если вообще возможно. Но проявилась необходимость именно в американском лидерстве, но никоим образом не в доминировании США. Удастся ли новой администрации не только самой понять здесь фундаментальную разницу, но и суметь формализовать это в своей политике, объяснить это своей элите и убедить общественное мнение США? Пытаться доминировать, конечно, легче, хотя, как убедилась сама Америка в последние годы, в современном мире попытка доминирования ведет к собственному ослаблению, к маргинализации страны, к потере возможности защищать свои интересы.

Встреча Обамы с Дмитрием Медведевым также продемонстрировала сложность положения американского президента. С одной стороны, необходимость толкает Америку на широкий диалог с Россией, на создание основ новых, более равноправных отношений двух ядерных сверхдержав. Но с другой стороны, это подразумевает необходимость учета на деле - а не на словах - интересов и потребностей Москвы, ее взглядов на мировое развитие. В том числе это касается ситуации на постсоветском пространстве, развертывания элементов системы ПРО в Чехии и Польше, признания реальной роли России в мире и т.д. Однако этого не понимает или не приемлет немалая часть американского истеблишмента. Сегодня именно она, а не мировое сообщество является для Обамы главным препятствием в его усилиях найти новое место для США в мировой системе.

По крайней мере так это видится мне из Вашингтона.

От соавтора бестселлера "Противостояние. Россия - США". Читайте новую книгу Николая Злобина: "Второй новый миропорядок". Геополитические головоломки нового века.

США