16.04.2009 02:30
Культура

Фестиваль "Новая драма" прекратил свое существование

Фестиваль "Новая драма" прекратил свое существование
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4890)
Читать на сайте RG.RU

Об этом объявил в своем ЖЖ один из основателей фестиваля Михаил Угаров: "Движение "Новая драма" остается, а фестиваля больше нет. И не из-за кризиса. Из принципиальной невозможности договориться друг с другом".

Это стало одной из самых обсуждаемых в блогах, и не только в них, тем последних дней. Фестиваль возник в 2002 году по инициативе директора "Золотой маски" Эдуарда Боякова, который предложил драматургу Елене Греминой стать его соучредителем. За 7 лет своего существования фестиваль в корне переломил ситуацию в современной драматургии и отношении к ней со стороны государственного театра. Параллельно и благодаря ему возникло более широкое явление - движение "Новая драма", а также придуманный Греминой и Угаровым Театр.doc, обросла новыми инициативами и проектами лаборатория молодой драматургии "Любимовка".

Тот факт, что в феврале этого года на Александринской сцене в постановке Валерия Фокина была поставлена пьеса Вадима Леванова "Ксения. История любви", тоже о многом говорит. Пьесы Василия Сигарева, Максима Курочкина, Натальи Ворожбит, Вячеслава и Михаила Дурненковых, Александра Архипова идут или готовятся к постановкам в крупнейших театрах.

Вслед за первым поколением новой драмы родилось второе. Примечательно, что в большинстве своем авторы новых текстов живут в российской провинции или в странах СНГ - Тольятти, Екатеринбурге, Минске, Киеве, Ташкенте. Это в их текстах новая ситуация в постсоветском пространстве осмысляется в едином контексте русского языка. Не случайно в пьесах киевлянина Максима Курочкина или минчанина Павла Пряжко язык существует на уровне философском и бытийном. Давно ушедшие от простейших "чернушных" сюжетов, они близки порой беккетовскому абсурду.

Возникнув из недр "Золотой маски", "Новая драма" со временем переместилась под сень и покровительство театра "Практика", созданного Бояковым именно для продвижения новых пьес. Со временем этот альянс стал непростым для соучредителей и участников проекта. "Практика" позиционирует себя все больше как место культурного досуга олигархов и телезвезд. "Новая драма", так же, как и ютящийся в подвале рядом с "Практикой" Театр.doc, один из самых креативных проектов десятилетия, созданы для другого - открывать и продвигать новые тексты, рискуя быть непонятыми, не боясь еще неоформленного в глянец лепета опасных смыслов.

Фестиваль "Новая драма", а уж тем более инспирированное им движение своего существования не прекратят. Уже получено предложение вернуться в лоно "Золотой маски". Видимо, под другим названием в следующий раз "Новая драма" развернет свои знамена в начале марта. А перед тем станет театральной составляющей Московской книжной ярмарки в ЦДХ. Программным директором по-прежнему будет Кристина Матвиенко.

Что касается Эдуарда Боякова, он, возможно, развернет знамена "Новой драмы" в Перми, где уже готовятся к массовому перелету столичной богемы - вслед за Музеем современного искусства Марата Гельмана там намерены открыть пермский филиал театра "Практика".

Театр