16.04.2009 07:30
Власть

Сергей Лавров: Россия ждет реакции США на свою инициативу по ПРО

Глава МИД России ответил на вопросы читателей "Российской газеты"
Текст:  Владислав Воробьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4890)
Читать на сайте RG.RU

3 апреля в "Российской газете" прошел "деловой завтрак" с министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым.

6 апреля в "Российской газете" был опубликован подробный отчет о состоявшейся беседе. Однако за час с небольшим, пока глава российского МИДа гостил в "РГ", у него не было возможности ответить на все вопросы, заданные нашими читателями. "Заберу с собой и в ближайшее время отвечу в письменной форме", - дал слово Лавров, прощаясь. Слово сдержал. Сегодня "Российская газета" публикует ответы министра иностранных дел России на вопросы наших читателей.

Вопрос: Почему Россия игнорирует тот факт, что от ПРО США Россия может защититься при помощи т. н. 2-го ключа, когда на объектах ПРО в Польше и Чехии будут присутствовать офицеры Вооруженных сил России, которые смогут на 100 процентов заблокировать ракетные пуски по российским объектам? В.М. Митин, Новосибирск.

Сергей Лавров: В ходе дискуссии по третьему позиционному району (ТПР) глобальной ПРО США американская сторона не стала брать на себя обязательства в отношении порядка доступа российских представителей на объекты ТПР. Кроме того, против нашего постоянного присутствия там возражают Польша и Чехия. В целом предлагавшиеся нам меры "транспарентности и доверия" были скорее символическими и не могли способствовать смягчению российских озабоченностей.

Ответы на все вопросы читателей - только на сайте "РГ"

Как известно, американцы никогда никому не передавали, не передают и, видимо, не будут передавать право контролировать деятельность их стратегических систем. Исключений не делается даже для ближайших союзников. Так что разговоры о "2-м ключе" лишены всяких оснований.

Россия предложила альтернативу ТПР - наладить международное взаимодействие в сфере ПРО, создать систему общего мониторинга за пусками ракет, провести оценку реальности ракетных угроз и при необходимости выработать совместные меры реагирования. Эта инициатива остается в силе. Ждем реакции от новой администрации США.

Вопрос: По моему мнению, Грузия нападала не на Россию, а на Южную Осетию. Почему тогда Москва говорит о самообороне и ссылается на статью 51 Устава ООН? В.М. Митин, Новосибирск.

Лавров: В основе нашего обращения к статье 51 Устава ООН - то обстоятельство, что грузинские войска атаковали не только территорию и вооруженные формирования Южной Осетии, но и российских миротворцев, то есть подразделения Вооруженных сил Российской Федерации, законно там находившихся. По международному праву это приравнивается к нападению на Российскую Федерацию. Не забудем и о том, что помимо миротворцев граждане России были среди мирных жителей, подвергшихся грузинской агрессии.

Вопрос: Намерена ли Россия поддержать США и тоже (как США) перезагрузить российскую внешнюю политику? А лично вы, Сергей Викторович, намерены ли тоже перезагрузиться точно так, как уже до вас перезагрузилась коллега Хиллари Клинтон? В.М. Митин, Новосибирск.

Лавров: Разумеется, качественная перезагрузка российско-американских отношений может произойти только при перепрограммировании обеими сторонами своих походов на позитивную повестку дня и взаимный учет интересов. Россия настойчиво призывала к этому в последние годы. Предельно откровенно вопрос был поставлен в речи В.В. Путина в Мюнхене в феврале 2008 г.

Проблема заключается в том, что за истекшие двадцать лет мы дважды осуществляли такую перезагрузку в одностороннем порядке - в стремлении сломать барьеры эпохи "холодной войны" - и дважды наталкивались на нежелание партнеров делать шаги навстречу, строить равноправное партнерство.

В начале 90-х гг. российская политика осуществлялась исходя из состоявшегося преодоления биполярного противостояния и "идеологической несовместимости" с Западом. Готовность России к сотрудничеству с США и европейскими партнерами была практически абсолютной. После роспуска Организации Варшавского договора Россия пошла на огромные сокращения своих обычных вооружений, полагаясь на обещание Запада "безблоковой Европы", данное в Парижской хартии в ноябре 1990 г. Что последовало в ответ? Решение в 1994 г. о расширении НАТО на Восток. А в 1999 г. была осуществлена натовская военная операция против Югославии, грубо поправшая Устав ООН, общепризнанные принципы и нормы международного права.

Предложив после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. помощь США в борьбе с международным терроризмом и затем оказав масштабное содействие Америке в свержении режима талибов в Афганистане, Россия вновь сделала выбор в пользу нового старта в российско-американских отношениях, общих усилий двух стран по укреплению глобальной и региональной безопасности. Но как только произошла смена режима в Кабуле, старая логика отношения к России вновь стала определяющей. В 2002 г. последовали решения о включении в НАТО стран Балтии, Болгарии и Румынии, выход США из Договора по ПРО. Тот же подход администрации Дж. Буша проявился в ее политике в отношении Грузии, а затем и реакции на Кавказский кризис.

Односторонняя политика США в итоге доказала свою бесперспективность. Ставка на силу и претензии на монополярность провалились. Вместе с тем образовались опасные бреши в глобальной и европейской архитектуре международной безопасности.

Так что после извлеченных уроков совсем недавней истории мы можем только приветствовать появление у новой администрации США вкуса к конструктивной совместной работе. Если соответствующие уроки извлекли и в Вашингтоне, это проявится и в практических делах. Прагматизм и реалистичный настрой на - подчеркну еще раз - равноправное сотрудничество могут нам помочь не упустить вновь появившийся исторический шанс. Технология перезагрузки сработает, если того захотят управляющие ею люди. Российская сторона не раз демонстрировала, что политической воли для этого ей не занимать.

Вопрос: Насколько активную позицию будет занимать Российская Федерация по "афганской проблеме"? Как известно, США отправили контингент для обозначения там своего присутствия. Причем контингент этот весьма и весьма немалый. Собирается ли Россия посылать в Афганистан ВС для обозначения там своего присутствия или всецело отдать инициативу США и работать с ними на консультативном уровне?

Лавров: Россия занимает активную позицию в отношении ситуации в Афганистане. Мы осуществляем интенсивные контакты с афганской стороной и нашими международными партнерами как в двустороннем, так и в многостороннем формате. 16 марта состоялся мой визит в Кабул. На "деловом завтраке" я уже подробно говорил о результатах состоявшихся на днях конференций по Афганистану - Спецконференции под эгидой Шанхайской организации сотрудничества 27 марта в Москве, организованной по инициативе России, и инициированной американской стороной 31 марта Гаагской конференции. Оба эти форума объединяет стремление найти решение проблем не только Афганистана, но и тех, которые накопились вокруг него в регионе. Аналогичную по представительности расширенную встречу по Афганистану планирует провести 27 июня в Триесте итальянское председательство в "Группе восьми".

Россия оказывает самое активное содействие стабилизации обстановки в Афганистане, борьбе с терроризмом и наркопреступностью, решению ключевых социально-экономических задач. Мы помогаем этой стране в подготовке военных и гражданских кадров. Особое внимание уделяем реализации программ по обучению полицейских, проходящих службу в антинаркотических ведомствах.

Российские специалисты в сложных условиях продолжающихся боевых действий занимаются реконструкцией и сооружением жизненно важных для Афганистана объектов. В их числе - ГЭС Наглу, которая после пуска будет обеспечивать до 50% потребностей Кабула в электроэнергии, мини-электростанции, строящиеся в целом ряде афганских провинций. Россия выделила значительные финансовые средства на развитие системы высшего образования Афганистана, в том числе на восстановление Кабульского политехнического университета, построенного в свое время нашей страной. Мы оказываем гуманитарную помощь в связи с возникшим в Афганистане острым дефицитом продовольствия.

Что касается направления в Афганистан военного контингента Вооруженных сил Российской Федерации, то мы такую возможность исключаем. По этому вопросу с учетом исторического опыта в российском обществе сложился консенсус.

Вопрос: Этой весной в афганской столице должен быть открыт Русский центр. Как будет осуществляться деятельность данного центра в условиях войны? Есть ли уже подобный опыт? В. Миронов, г. Курск.

Лавров: Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, которое занимается деятельностью российских центров науки и культуры за рубежом, не рассматривает в ближайшей перспективе вопрос возобновления работы РЦНК - бывшего Дома советской науки и культуры в Кабуле. Комплекс зданий серьезно пострадал в результате боевых действий в 90-х годах прошлого века.

Вопрос: США и Польша активно и публично формируют важнейшие политические процессы на Украине. Не пора ли менять российскую добрую политику невмешательства во внутренние дела Украины на вмешательство до достижения приличного уровня политической обстановки? О. Гламазда, г. Белгород.

Лавров: Вы правильно подметили, что наша политика невмешательства - это добрая политика. И такую политику по отношению к братскому народу, ближайшему соседу мы намерены продолжать проводить и впредь. При этом она отнюдь не означает отстраненности, безразличия или пассивности. Мы твердо настроены на то, чтобы последовательно и в самых разных формах продолжать отстаивать российские интересы, в том числе и применительно к нашим отношениям с Украиной.

Что же касается "приличного уровня политической обстановки", то ее достижение - это все-таки задача непосредственно жителей самой Украины. Искренне надеемся, что украинскому народу удастся успешно решить стоящие перед страной задачи и проблемы.

Вопрос: Я очень беспокоюсь о том, что Россия, слишком активно участвуя в решении карабахской проблемы, будет идти на уступки Западу ради того, чтобы спасти свой имидж в связи с югоосетинским конфликтом. Хотел бы, чтобы этого не было. Часто Армения была разменной монетой для прикрытия всяких крупных проблем в истории России. Хотел бы, чтобы этого больше не было.

Лавров: Ни сейчас, ни ранее Россия в урегулировании нагорно-карабахской проблемы не занимала односторонне ориентированной позиции. Мы участвуем в решении этого вопроса в сотрудничестве с международным сообществом, прежде всего в рамках "тройки" сопредседателей Минской группы ОБСЕ вместе с представителями США и Франции. Поэтому говорить о каких-либо "разменных монетах" в контексте российского участия в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе по меньшей мере некорректно.

Россия в данном случае занимает абсолютно нейтральную позицию и готова поддержать любое решение проблемы, которое будет принято обеими сторонами - и Баку, и Ереваном.

Вопрос: 10 апреля 2003 года между Российской Федерацией и Туркменистаном был подписан протокол об отмене двойного гражданства. Состоится ли когда-нибудь второе заседание двусторонней российско-туркменской комиссии в Москве и будет ли решен с туркменской стороной вопрос о сохранении за всеми гражданами, получившими двойное гражданство, гражданство Туркменистана, независимо от того, выехали они до 2003 года в Российскую Федерацию или нет, тем более что не только согласно международному праву закон не имеет обратной силы, но и согласно статье 43 Конституции Туркменистана закон, ухудшающий положение гражданина, обратной силы не имеет? Надеюсь, что, решая экономические вопросы, вы не забудете о простых гражданах России. М. Айтжанов, г. Реутов.

Лавров: Вся наша внешняя политика направлена прежде всего на обеспечение интересов граждан России. В этом мы видим нашу основную задачу.

Действительно, 10 апреля 2003 г. Россия и Туркменистан подписали Протокол о прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г., который затем должен быть ратифицирован. Туркменская сторона сделала это. Российская сторона Протокол пока не ратифицировала.

В июле 2003 г. в Ашхабаде состоялось заседание оперативно созданной Российско-Туркменской комиссии по вопросам гражданства. Туркменская сторона официально заявила, что права и интересы проживающих в Туркменистане российских граждан не ущемляются и будут и впредь в полном объеме соблюдаться. В целом эти обещания выполняются.

Поездки в Туркменистан российских граждан осуществляются в соответствии с Соглашением о взаимных поездках граждан от 1999 г. Имеется в виду, что для таких поездок необходимо оформление въездной визы. При этом предусмотрен упрощенный порядок их выдачи гражданам, осуществляющим поездки с туристическими целями, занятым в области торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, а также в случаях гуманитарного и иного неотложного характера. Будем работать над дальнейшей либерализацией этого режима.

Вопрос: Расскажите о Гаагском трибунале. Кому он подчиняется и какова его судьба, будет ли он продолжать работать или нет? Л. Чумак.

Лавров: Прежде всего необходимо уточнить, о чем конкретно идет речь. В Гааге есть несколько международных судебных органов, в отношении которых используется обиходный термин "Гаагский трибунал". Это и главный судебный орган ООН - Международный суд, и первый постоянно действующий орган международной уголовной юстиции - Международный уголовный суд.

Вы, видимо, имеете в виду Международный трибунал для бывшей Югославии, созданный в 1993 г. на основе резолюций 808 и 827 СБ ООН и подотчетный Совету Безопасности ООН. Его юрисдикция распространяется на лиц, совершивших деяния, квалифицируемые как нарушения Женевских конвенций 1949 г., законов и обычаев войны, а также виновных в совершении геноцида и преступлений против человечности. За время своего существования Трибунал провел процессы в отношении 116 обвиняемых, преимущественно сербов.

В августе 2003 г. СБ ООН принял резолюцию 1503, в которой определена стратегия завершения деятельности МТБЮ. В соответствии с ней все расследования должны были быть завершены к концу 2004 г., судебные процессы первой инстанции должны были закончиться в 2008 г., а вся работа Трибунала - в 2010 году. В марте 2004 г. это еще раз было подтверждено Советом Безопасности в резолюции 1534.

Россия последовательно выступает за сворачивание деятельности МТБЮ в сроки, определенные СБ ООН, и намерена продолжать предпринимать для этого все возможные усилия.

Вопрос: Изменится ли вектор международного сотрудничества по противодействию преступности? Если да, то как? С. Троицкий, Москва.

Лавров: Говорить об изменении базового вектора международного сотрудничества в борьбе с преступностью не приходится. Человечеству приходится одновременно противостоять и новым, и старым видам преступности. Скорее, речь можно вести о необходимости его адаптации и совершенствования с учетом реалий современного мира и новых вызовов.

Новая логика правоохранительной деятельности заключается в том, чтобы мыслить глобально. Преступные сообщества постоянно расширяют сферы и географию своей деятельности. Адекватным ответом государств мира стала глобализация взаимодействия в правоохранительной области.

Ключевую координирующую роль в противодействии преступности мы по-прежнему отводим ООН, в рамках которой разработана целостная договорно-правовая база сотрудничества, включая прежде всего Конвенцию против транснациональной организованной преступности и дополняющие ее протоколы, а также Конвенцию против коррупции. Вместе с конвенциями, принятыми в рамках Совета Европы, СНГ, ШОС и на других региональных площадках, они формируют солидный фундамент для наращивания коллективных усилий, с тем чтобы максимально облегчить работу национальных и международных правоохранительных структур и перекрыть для преступников возможности ухода от ответственности.

Вопрос: В конце ноября в СМИ прошла информация о нашем туристе в Венесуэле, который попал в тюрьму. Говорили, что он инвалид, нужна срочная операция. Какова его дальнейшая судьба? Г. Гаделия, г. Воронеж.

Лавров: В ноябре 2008 г. в российское посольство в Венесуэле поступила информация о том, что в одной из местных тюрем содержится российский гражданин В.Е. Кудрявцев.

По запросу посольства венесуэльские власти сообщили, что россиянин прибыл в Венесуэлу еще в апреле прошлого года в качестве туриста и был арестован на острове Коче, штат Нуэва-Эспарта, по подозрению в причастности к незаконному обороту наркотиков. Законодательством Венесуэлы за такое преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет.

По решению суда на период предварительного следствия россиянина поместили в тюрьму, в блок для осужденных полицейских. Друзьями В.Е. Кудрявцева был нанят местный адвокат. С учетом тяжелого физического состояния россиянина - он инвалид I группы - вопрос с питанием в опре деленной мере удается решать с помощью периодических передач.

Дело В.Е. Кудрявцева находится на постоянном контроле российских консульских работников, которые прилагают все необходимые усилия по защите прав и интересов арестованного. Разумеется, все сношения с местными компетентными и судебными органами, адвокатами и прочими лицами, вовлеченными в дело, до вынесения решения суда осуществляются исходя из презумпции невиновности.

Вопрос: В прошлом году президент Д.А. Медведев дал указание подготовить до конца 2008 года закон о дипслужбе, без которого статус дипломата остается неопределенным. Указание не выполнено. Как вы думаете, если в этом году закон будет принят, какое влияние окажет на него кризисное положение? Не окажется ли он пустышкой? Есть ли какие-либо программы социальной поддержки молодых дипломатов? Когда стартует жилищная программа МИДа, в первую очередь для молодежи? Пройдена ли точка невозврата в плане кадровой ситуации в ведомстве? С. Петров, Москва.

Лавров: Принятие разработанного в МИДе по поручению президента закона "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации" будет иметь большое значение для повышения социального статуса и престижа профессии дипломатического работника. Проект закона предусматривает создание правовых предпосылок для формирования современной дипломатической службы, привлекательной для наиболее квалифицированных и талантливых специалистов, усиление правовой и социальной защищенности сотрудников. Исходим из того, что закон может быть принят и заработает в основных частях уже во второй половине нынешнего года, а в полном объеме - к 2012 году.

Что касается социальной поддержки, то наиболее острой остается жилищная проблема. Определенные подвижки есть, но они все еще недостаточны. За три последних года многие мидовские очередники получили квартиры. В 2009-2010 гг. работа по обеспечению сотрудников, в том числе и молодых дипломатов, различными категориями жилых помещений, включая квартиры социального и коммерческого найма, служебного жилья, проживания в общежитиях, будет продолжена. Имеется в виду оказание содействия кооперативному строительству.

Кадровая ситуация в МИДе в целом стабильна. Мы с удовлетворением отмечаем увеличение притока способных, энергичных, хорошо образованных молодых людей. Наиболее рельефно эта тенденция проявилась в последние годы, после того, как при поддержке руководства страны была существенно укреплена материальная и социальная база сотрудников МИДа.

Вопрос: Считаете ли вы, что Иран стремится разработать ракетно-ядерное оружие, чтобы в случае необходимости ударить им по США? Почему Россия игнорирует право США на самооборону при помощи ПРО? В.М. Митин, Новосибирск.

Лавров: На сегодняшний день ни данные МАГАТЭ, ни оценки экспертов не дают оснований уверенно утверждать, что Тегеран развивает военную ядерную программу. Это, кстати, было отражено и в докладе разведсообщества США, опубликованном в 2007 г.

Однако нельзя отрицать, что доверие международного сообщества к ядерным усилиям Тегерана было подорвано. Это связано с тем, что в прошлом имели место случаи нарушения Ираном своих нераспространенческих обязательств. Кроме того, Тегеран пока не предоставил убедительных аргументов, зачем именно сейчас ему надо развивать обогатительные мощности, когда собственная ядерная энергетика находится на начальном этапе, а топливо на строящуюся нами АЭС в Бушере будет поставляться Россией с его последующим возвратом.

Поэтому считаем, что главная задача на нынешнем этапе - начать постепенное движение к восстановлению доверия международного сообщества к усилиям Тегерана в ядерной области. Конкретные шаги, которые должен предпринять для этого Иран, сформулированы в решениях Совета управляющих МАГАТЭ, а затем подкреплены в резолюциях СБ ООН. Мы активно поддерживаем МАГАТЭ в прояснении всех аспектов иранской ядерной программы и выступаем за то, чтобы со стороны Тегерана было обеспечено полное сотрудничество с агентством по этим вопросам.

Вопрос: В Прибалтике фашиствующие правители нарушают ст. 107 Устава ООН о незыблемости итогов Второй мировой войны. Почему Россия не обращается в СБ ООН о применении санкций? В.М. Митин, Новосибирск.

Лавров: В статье 107 Устава ООН имеется в виду, что оккупация Германии и ее союзников и другие принудительные меры в их отношении со стороны держав-победительниц не противоречат Уставу ООН. С учетом этого, а также того, что статья включена в раздел "Мероприятия по безопасности в переходный период", она явно неприменима в международно-правовом плане к современной ситуации в Прибалтике.

Что же касается проявлений симпатии определенной части политической элиты стран Прибалтики к местным пособникам нацистов, то Россия неоднократно давала жесткую публичную оценку попыткам переписать итоги Второй мировой войны, подвергнуть сомнению приговор Нюрнбергского трибунала. Подобная позиция разделяется подавляющей частью мирового сообщества. Это, в частности, нашло свое отражение в поддержке внесенной российской стороной на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости". В документе выражается глубокая озабоченность прославлением нацистского движения и бывших членов "Ваффен СС", в том числе путем открытия им памятников и проведения публичных демонстраций, а также попытками объявить их участниками "национально-освободительных движений".

Внешняя политика Позиция МИД