Министр экономического развития Эльвира Набиуллина не стала подробно напоминать бизнесу о том, что власть уже сделала для его поддержки. А сразу перешла к делу. И назвала пять самых "больных" вопросов, которые можно решить только при активном участии самих предпринимателей.
Первый - дороговизна и недостаток кредитных средств. Стало общим местом объяснять это высокой инфляцией и ставкой рефинансирования Центробанка, что "не совсем корректно", заметила Набиуллина. И обратила внимание, что существенно выросла "маржа на риск". Высокими ставками банки страхуются от невозврата кредитов. Значит, необходимо снижать риски в экономике. И дело не только в глобальном кризисе и изменившихся условиях финансирования. Для банков "плохие активы" - это не только новые кредиты, но те, что бизнес взял еще до кризиса. То есть предприниматели должны осторожнее залезать в долги и рассчитывать свои силы. В свою очередь власть уже предприняла шаги, чтобы облегчить бизнесу доступ к кредитам. Это и госгарантии, и субсидирование процентных ставок. "Но мы понимаем, что нужны дополнительные меры, чтобы раскупорить финансовые тромбы", - обратилась Набиуллина к предпринимателям. Что прозвучало как сигнал: министерство ждет предложений и готово их обсуждать.
Второй вопрос - тарифы естественных монополий. Государство пошло на их увеличение, пояснила Набиуллина, в том числе и потому, что "надо думать о ресурсосбережении". А цены - хороший стимул для этого. Кроме того, надо было поддержать инвестиционные программы, которые дают эффект по всему спектру экономики. "Но в следующем году мы будем предъявлять гораздо большие требования к эффективности работы и внутренним издержкам самих естественных монополий", - пообещала министр.
Третий вопрос - фискальное бремя на бизнес. Минэкономразвития планирует уточнить параметры налоговой системы. "Мы исходим из того, что в целом его не должны увеличивать", - обозначила свою позицию Набиуллина. И если, например, нагрузка на фонд заработной платы увеличивается, то это необходимо компенсировать по другим налогам. А главное направление - совершенствование налогового администрирования и коррекция налогов для усиления их стимулирующей роли. Работа уже началась: до 50 процентов повышена амортизационная премия, отменен аванс на НДС, в учет расходов разрешено относить траты предприятий на социальные программы. Однако надо усиливать это направление. И здесь власть тоже ждет от бизнеса активного сотрудничества. Когда мир выйдет из кризиса, заметила Набиуллина, начнется глобальная конкуренция стран за привлечение капиталов, а налоги - главный аргумент в этой "борьбе".
Четвертый вопрос - занятость и повышение производительности труда.
Бизнес не раз упрекал власть, что она заставляет его сохранять рабочие места любой ценой. "В некоторых регионах такие факты есть", - согласилась Набиуллина. Но это, судя по ее словам, издержки, а не генеральная линия. "Конечно, - пояснила министр, - политика занятости для нас - приоритет, но не любой ценой, не продлевая агонию неэффективных производств". И здесь она опять напрямую обратилась к предпринимателям. Вместе с бизнесом надо создавать новые перспективные рабочие места, искать более активные формы сотрудничества, чтобы "снять вопрос о консервации неэффективной занятости".
Пятый вопрос - механизм предоставления господдержки. Набиуллина не стала скрывать, что здесь есть риск коррупции и создания неравной конкуренции на рынке. Но и без господдержки некоторым предприятиям не обойтись, что связано с их социальной ролью в регионах. Тем не менее все, кто получил деньги из бюджета, в конце года должны будут отчитаться по конкретным показателям своей работы, заметила министр. Но акцент господдержки все-таки будет сделан на системные меры, на чем, кстати, настаивает и бизнес-сообщество. Будет, например, ускорено принятие пакета антирейдерских законов, документов по акционерным соглашениям. Набиуллина дала понять: этот список мер бизнес тоже может продолжить.
На что глава РСПП Александр Шохин тут же сообщил, что готов уже на следующей неделе встретиться с министром.
Тем временем
Что касается "долгого пути выхода из кризиса", то Эльвира Набиуллина твердо заявила: "У нас нет предопределенности, что мы должны продолжать падать". Условия для подъема есть. Все зависит от того, насколько быстро компании смогут адаптироваться к новым условиям и все вместе - бизнес и власть - ответить на возникшие риски. "Надо делать ставку на эффективность, - уточнила министр. - И тогда мы сможем использовать те возможности, которые у нас есть".