16.04.2009 04:00
Экономика

В Воронеже "победы" над коммунальщиками пока редкость

Заставить коммунальщиков работать по закону сложно, но можно
Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №0 (4891)
Читать на сайте RG.RU

"Платим много, а батареи не греют, в подъезде не убрано, крыша течет…" - этот список многие охотно дополнят. Возмущаемся и - терпим. Мол, бороться бесполезно.

Но добиться справедливости реально. И надо пытаться это сделать, иначе нарушители ваших прав так и останутся безнаказанными.

Эпопея с батареей

Иван Тарханов не общался с коммунальщиками до прошлой осени, когда батареи в одной из его комнат оказались холодными. Обошел соседей: батареи того же стояка и внизу, и вверху грели. Сотрудники управляющей компании (УК) "были в ужасе". Не понимая, в чем дело, бесплатно поменяли Ивану батареи и трубы, которые к ним вели, - вдруг забились. Но ничего не изменилось. Стали экспериментировать, открывая краны на батареях: сольешь ведро воды - те нагреваются и остывают.

- Раз в неделю представитель жилинспекции проверял батареи и выписывал УК штраф. Компания не могла ничего исправить, и после следующей проверки жилинспекция подавала на нее в суд. Суд штрафовал УК… инспектор пробовал батарею, выписывал штраф и предписание… - вспоминает Иван. - Но коммунальщики не знали, что сделать!

Тарханов рассказал о своей беде на интернет-форумах. Закаленные в войнах с УК обыватели и теплотехники из разных городов и стран активно обсуждали ситуацию и давали советы. Сошлись на том, что надо балансировать систему отопления в доме. Мастер, найденный через знакомых, сказал то же самое.
Оставалось донести эту мысль до рабочих, которые собрались менять "проблемный" стояк. Ивану пришлось изрядно понервничать:

- В марте УК, опасаясь нового суда, решила, что надо приварить трубы каким-то диким способом. Я возмущался, предлагал найти толковых рабочих - не слушали! Искал проект системы отопления в доме, чтоб доказать, что менять ничего нельзя. Не нашел. В итоге купил пропиленовые трубы (мне они больше нравятся, чем железные) "правильной" длины. Спецы приделали… Попутно обнаружили, что у соседа снизу на трубе стоял старый регулировочный кран. На форуме, кстати, была такая версия: мол, кран забился, в этом и загвоздка. Его сняли - батареи стали греть! Правда, верх горячий, низ теплый, но это на будущий год при балансировке исправим.

Нестрашный суд

У Надежды выгорела квартира в многоэтажке. Хозяйки не было дома, в сети произошел скачок напряжения, телевизор запылал, и… С помощью правозащитников женщина подала в суд на МУП "Горэлектросеть" - оно отвечает за подачу электроэнергии. Суд назначил экспертизу. Выяснилась причина пожара - в щитке перегорел провод, и на блок питания телевизора было подано напряжение более 220 вольт. Провода в щитке не раз соединяли методом скрутки - не по норме. Значит, техобслуживание дома проводилось кое-как. Тогда к ответу призвали обслуживающую организацию, которая и выплатила пострадавшей более 200 тысяч рублей.

Так же действовали и жильцы квартиры, которую залило из-за прохудившейся крыши. До того они не раз просили свою УК починить кровлю. После несчастья работники УК составили акт обследования. Главу семьи их выводы не устроили, и он обратился к экспертам. Те оценили восстановительный ремонт в 37,6 тысячи рублей. Через суд с УК взыскали и эту сумму, и компенсацию расходов на экспертизу.

Когда УК не реагирует на просьбы целого дома - судиться сложнее. Люди обращаются в мэрию - она же уверяет, что намерена следить за работой УК. Иногда проблемы и впрямь решаются "по звонку" - где-то подъезд отремонтировали, где-то - починили водопровод.

Договор важнее денег

"Победы" над коммунальщиками - пока редкость. Почему?

Зачастую безнаказанность УК закреплена в договоре с жильцами. В нем должен быть указан состав общего имущества дома, перечень услуг УК и размер платежей за них.

В областной жилинспекции заметили: почти все договоры составлены так, что УК не обязана заботиться о придомовой территории (а это - площадки для детей, сушки белья, сбора мусора…). К общему имуществу часто не относят балконы, лоджии и их кровлю. В ноябре в жилинспекцию пожаловались на УК, которая не хотела ремонтировать аварийный балкон. Но в договоре эта услуга не была прописана… Более того, эта УК обязалась оказывать услуги по содержанию и ремонту имущества только в пределах собранных средств. Значит, она запросто может заявлять, что денег на ремонт нет - забирая на свое содержание более 12 процентов от суммы платежей. Таков договор. Оспорить или досрочно расторгнуть его можно лишь через суд.

Текущий ремонт УК делают неохотно - мол, непременно нужно общее решение жильцов. Это так. Но, как считают в жилинспекции, достаточно того собрания, где люди заключали с УК договор. В бумаге-то о текущем ремонте сказано. А созывать народ ради замены форточки в подъезде - абсурд.

Проигрывая суды, УК нередко грозятся выплачивать штрафы за счет жильцов. По мнению инспекторов, это неправомерно: есть же деньги, которые компании получают на свое содержание.

Увы, договоры не везде оформлены правильно, а многие жильцы в них не вчитываются (если вообще имеют на руках). А потому не знают, какие услуги им должны оказывать и кому они за них платят.

По идее, узнать название, адрес и телефон своей УК можно из платежной квитанции. Но в жировках, по данным Роспотребнадзора, этих сведений нередко нет. Нет полной информации и в офисах компаний. А ведь доски объявлений должны быть даже в подъездах. Чтобы жильцы были в курсе: как оценивать качество услуг УК, куда звонить в случае аварии, в какой срок должны устраняться нарушения… УК обязана сообщать людям адреса и телефоны органов власти, которые контролируют предоставление услуг ЖКХ.

Прямая речь

Дмитрий Соломаха, начальник отдела городского управления ЖКХ:

- Ничего сложного, по сути, нет в отношениях с УК! Что-то произошло - вызывайте ее работников, требуйте письменных актов осмотра, даже если вопрос не относится к их компетенции. Не устроил акт - обращайтесь к независимым экспертам, их заключение вам для суда понадобится. Если квартира не приватизирована, это не значит, что человек ни за что не отвечает. Он сам разбирается с вопросами текущего ремонта, с соседями - но при этом может известить о своих действиях собственника жилья - мэрию. Надо учиться распоряжаться имуществом.

Тамара Зубрихина, председатель областного общества защиты прав потребителей:

- Нам постоянно жалуются: тариф высокий, почему норма потребления велика… Обычно это на нашем уровне не решить. Суды - скажем, по залитию квартир - могут тянуться больше года. УК и субподрядчики гоняют жильцов между собой. Муниципальное жилье в ужасном состоянии, а у людей ни средств, ни сил не хватает на разбирательства.

Сергей Солодовников, адвокат:

- Нельзя сказать, что тяжбы в сфере ЖКХ бесперспективны. Надо своевременно делать экспертизу, чтобы установить виновного, обращаться в компетентные организации и пользоваться законом. Дело может затянуться, когда ответчик не согласен с размером ущерба. Может стать тупиковым, если совсем нет "улик". Но в целом шансы отстоять свое право велики. Не надо без надежды относиться ко всему…

Владимир Стеблецов, начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Воронежской области:

- Законодательство предполагает, что жильцы решают проблемы напрямую со своими УК и ТСЖ. Не нравятся услуги - созывают собрание, избирают ревизионную комиссию, а то и меняют УК… Но тут нужна сознательность. А у нас и в небольшом доме собрание не провести! Проблем море, вал обращений - беспрецедентный. Раньше хоть была вертикаль: МУРЭПы, ЖЭКи… Сейчас - частные УК. И сменить их сложно. В наших условиях нужна жесткая централизованная система, ответственная перед властью.

Куда обращаться с жалобой

Претензии к управляющей организации (УК, ТСЖ или ЖСК) надо для начала предъявлять ей напрямую. Письменно. Составить жалобу помогут специалисты отделов в районных управах.

Если компания не отреагировала должным образом, вы вправе обратиться в жилинспекцию. Она следит за соблюдением правил содержания общего имущества в доме и за качеством предоставления коммунальных услуг.

Когда нарушены ваши права как потребителя этих услуг - обращайтесь в Роспотребназор.

О любом нарушении закона, в том числе и в сфере ЖКХ, можно заявить в районную прокуратуру. Там проверят работу как фирм и организаций, так и органов власти.

Жалобы на работу управляющих организаций допустимо направлять и в муниципальные подразделения, отвечающие за коммунальную сферу. Городская власть может снять руководителей тех УК, что создавались при ее участии. Влиять на остальные компании мэрия может, только представляя интересы жильцов неприватизированных квартир на общих собраниях.

Если проблема касается множества людей, попробуйте обратиться в областную структуру, отвечающую за ЖКХ. Приказывать частникам чиновники не смогут, но оказать давление на коммунальщиков попытаются.

ЖКХ Воронеж Центральная Россия