16.04.2009 04:45
Экономика

Купеческая дочь работает в Екатеринбурге экскурсоводом

Кризис поможет развитию въездного и внутреннего туризма на Среднем Урале
Текст:  Ульяна Вылегжанина (УрФО) Людмила Мальцева
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (4890)
Читать на сайте RG.RU

Кризис меняет приоритеты развития туриндустрии Среднего Урала. Организаторы дальних путешествий готовятся к возможным убыткам в грядущий курортный сезон. А операторы, делающие ставку на развитие внутреннего туризма, надеются на повышение интереса к уральской глубинке.

В горном крае действительно есть чем заинтересовать путешественника. Здесь сохранились природные заповедники, самобытные этнические группы, промыслы,  регулярно проводятся казачьи фестивали и сплавы по красивейшей реке Чусовой.

Предлагаются и поистине уникальные турпродукты. В небольшом городе Березовском желающие могут спуститься в действующую шахту и воочию увидеть, как добывается золото. Экстремальный аттракцион придумали и воплотили в жизнь руководители местного туристического агентства. Посетителям рассказывают о том, что еще в 1745 году Ерофей Марков из села Шарташ нашел здесь рудное золото, которое до сих пор считают одним из самых высокопробных в мире. Организаторы планируют, что в дальнейшем экскурсант сможет самостоятельно намыть немного желтого металла.

- Въездной туризм на Урале нельзя назвать выгодным, - считает один из инициаторов проекта. - Он держится на голом энтузиазме и любви к родным местам. На раскрутку бренда березовского золота мы потратили свыше трех миллионов рублей. Окупятся они не скоро. Мы надеемся на лучшее. В кризис у людей станет меньше возможностей отдыхать за границей. Может быть, тогда они поймут, что и в России, в том числе на Урале, можно провести время не хуже. В реализацию наших идей включились и местные власти: совместно с администрацией Березовского разрабатываем проект историко-краеведческого туристического комплекса.

По мнению специалистов, развитию турбизнеса на Урале мешают несколько причин. Одна из них - отсутствие рекламы и раскрученных брендов. Год назад "Российская газета" приводила результаты социологического опроса о том, какие ассоциации у россиян вызывает Екатеринбург. Первое место поделили "красивая природа" и "город, где расстреляли царскую семью". А вот на втором оказалась "чокнутая" семейка Букиных из порядком надоевшего сериала, которая, по представлениям многих россиян, действительно живет в Екатеринбурге. Варианты "исторические памятники", "граница Европы и Азии" рядом с Букиными и близко не стоят.

Мешает и инертность местных властей. Практически нигде нет территориальных программ развития туризма, в эту сферу не вкладываются муниципальные деньги. Правда, есть и исключения, но их мало. Например, в Артинском городском округе вопросами продвижения территориального бренда занимается муниципальное предприятие.

Такая ставка вполне оправдана. По количеству и разнообразию туристских ресурсов иной район не уступит Краснодарскому краю. Например, на западе Среднего Урала уцелели единственные в мире широколиственные леса, не тронутые в течение трех тысячелетий ни природными катаклизмами, ни рукой человека. Сохранилась в чистом виде культура марийского этноса: здесь до сих пор ткут одежду вручную, молятся лесным духам, справляют обряды. Как рассказала директор муниципального предприятия Анна Березина, можно посетить пасеки и женьшеневодческие хозяйства, уникальный механический завод, где изготавливают косы ручной ковки (здесь наполовину сохранены технологии XIX века).

В погоне за клиентом профессионалы уральского турбизнеса предлагают все больше и больше новых маршрутов и экскурсий. Недавно три уральских природных парка разработали общий туристический маршрут. Как рассказала заместитель директора одного из парков Елена Сеславина, экскурсионная программа начнется с конной прогулки, продолжится пешеходной экскурсией, туристы увидят театрализованные представления, заканчивается же все продолжительным сплавом по Чусовой.

А одно из екатеринбургских экскурсионных бюро предлагает костюмированные маршруты по уральской столице: экскурсию ведет разряженная купеческая дочь, которая рассказывает о памятниках архитектуры, о быте екатеринбургских купцов.

Пока все эти предложения больше востребованы жителями самой Свердловской области. Над продвижением уральских маршрутов в другие регионы и страны предстоит еще поработать.

Комментарий

Константин Брыляков, заместитель министра физической культуры, спорта и туризма Свердловской области:

- Это стереотип, что в наш регион приезжает мало гостей. В прошлом году услугами гостиниц Свердловской области воспользовались 1,15 миллиона человек. Это отличный результат, немногие регионы нашей страны могут похвастаться подобными цифрами.

У Среднего Урала большой потенциал. При правительстве Свердловской области создан Совет по развитию туризма, под эгидой которого одиннадцать рабочих групп. Однако очень важно, чтобы в туризм поверили администрации муниципальных образований. Опыт показывает: там, где местные власти делают ставку на малый бизнес и развитие современных туристических технологий, не нужно тратить большие деньги на поддержку культуры. Туристы привезут деньги и потратят их на музеи, сувениры, ремесленную продукцию, традиционную кухню.

Кстати

В Югре появились новые туристические маршруты проф­ориентационного характера, рассчитанные на учащихся школ. Однодневная обзорная экскурсия по Ханты-Мансийску познакомит молодых людей не только с музеями города, но и с Югорским госуниверситетом, медицинским институтом, Центром искусств для одаренных детей Севера. По желанию можно посетить средние специальные учебные заведения. Поездка обойдется от 600 до тысячи рублей. Маршруты для будущих абитуриентов уже опробованы в столице Югры, в ближайшее время их распространят на Сургут и Нижневартовск.

Туризм Свердловская область ХМАО Урал и Западная Сибирь