Однажды Анатолий Тарасов, который много лет мечтал заполучить динамовского уникума в армейские ряды и говорил, что "сборная СССР - это ЦСКА плюс Александр Мальцев", произнес крылатую фразу.
Тарасов назвал Мальцева "Есениным русского хоккея". Хоккейный мэтр был человеком, далеким от пафоса. Но и Есенин, и Мальцев действительно стали любимцами народа, покорив своей истинностью миллионы людей. Мало кто из нынешних болельщиков знает и о другой фразе Тарасова, сказанной в адрес Мальцева. Когда 18-летний парнишка из Кирово-Чепецка, появившись в Москве в конце 1967 года, заблистал в составе "Динамо", в мире столичного хоккея стали повторять за Тарасовым про "умные ноги" динамовского новичка. Мальцев метеором ворвался в звездную сборную СССР и призывался в нее 16 лет подряд, вплоть до ухода из спорта в 1984 году.
Будущий двукратный олимпийский чемпион и девятикратный чемпион мира по хоккею Александр Мальцев родился в Кировской области 20 апреля 1949 года. Или, как говорят кировчане, на Вятке. Вот парадокс, но ведь Есенина его самые близкие друзья звали Вяткой. Еще юношей, будучи хоккеистом родной "Олимпии" из Кирово-Чепецка, Саша Мальцев признавался лучшим и самым результативным игроком множества местных турниров. Слух о "новой хоккейной птице" вышел далеко за пределы Вятки. На Сашу обратили внимание тренеры маститых хоккейных команд страны. Легендарный Николай Эпштейн, тренер воскресенского "Химика", пригласил Мальцева в свою команду для участия в турнире звезд в Швеции. И надо же такому случиться, "Химик", встретившись со сборной этой страны, еще недавно победившей команду СССР, неожиданно для всех выиграл- 6:0. А три шайбы в матче забил никому не известный новичок 17-летний Саша Мальцев. Спустя 20 лет на одном из приемов к тогдашнему главе Кировской области подошел один из уважаемых скандинавов. Выдержав паузу, он спросил: "Знаете, кого из вятских мы считаем национальным героем России и своим кумиром? - Александра Мальцева".
Много лет назад в одном из интервью Мальцева спросили, почему он не уходил в другие столичные клубы, а все время играл в "Динамо", с которым ни разу не поднимался на золотой пьедестал чемпионата СССР. "Верен "Динамо" остаюсь поныне и не брошу ни за какие деньги. Да, я никогда не был в его составе чемпионом СССР. Но не это считаю главным: бросить клуб, где тебя воспитали, где ты состоялся как хоккеист, было бы подло", - признался Мальцев. У него свой взгляд на игроков, которые меняют клубы как перчатки: "Если человек бегает из команды в команду, а тем более в погоне за материальными благами, ничего путного из него не получится и он как минимум потеряет свой игровой почерк. В истории нашего хоккея были примеры таких людей, которые не стали личностями на площадке. И, наоборот, те, кто оставался верен одному клубу, превратились в настоящих мастеров".
К нему, как и ко многим советским хоккеистам той поры, искали подходы скауты из НХЛ, сулили золотые горы, обещали невиданные блага. Отъезд за границу воспринимался хоккеистами того поколения как предательство родины, самих себя в конце концов. "Я получил травму в 1977 году во время игр в Канаде. Тренеры приняли решение отправить меня домой. До аэропорта меня провожали канадцы с переводчиком, которые сулили мне любые блага и большие контракты, если бы я остался там. Но я сказал, как отрезал, и с тех пор НХЛ ко мне не обращалась", - подчеркивает Александр Мальцев. У него до сих пор насчет работы за границей свое категоричное мнение. Когда я спросил Александра Николаевича, поехал бы он сейчас поработать за океан, Мальцев посмотрел на меня исподлобья, выдержал паузу и отрезал так, что стало неудобно за заданный вопрос.
Мальцев был нападающим с хитринкой. Его трюки выводили из равновесия защитников и вратарей соперника. Одним из лучших в мировой хоккейной истории признан его великий гол шведам в 1970 году. Тогда Мальцев по очереди, будто загипнотизировав, обыграл по дороге всю пятерку противника, хладнокровно объехал ворота и забил шайбу знаменитому Холмквисту. Задолго до неповторимого Гретцки Мальцев понял значение крошечного пространства за воротами, выжидал паузу, оттуда выкатывался на пятак, дурача вратарей. Один финский голкипер после такого "фокуса от Мальцева" в истерике бросил клюшку и поехал к бортику просить о замене, утирая слезу. Другой этюд был даже похлеще: Мальцев из-за ворот подбросил шайбу, объехал их и с лета отправил шайбу в сетку.
А еще он никогда не любил светиться или, как говорят, греться в лучах славы. "Мы и так были, как товар на витрине, и поэтому каждый выход в город был испытанием. Со всех сторон на тебя показывали пальцем. Даже на машине старался ездить медленно, чтобы лишний раз не останавливала ГАИ. Для меня гораздо важнее было внимание болельщиков, заполненные стадионы по всей стране, то, что нас уважали и любили", - говорит Александр Николаевич. Его до сих пор узнают везде, где бы он ни появился.
Виталий Давыдов, старший товарищ Мальцева по "Динамо" и сборной СССР, а заодно и сосед Александра Николаевича по дому на Масловке, недавно рассказывал мне одну историю: "Лет пять назад мы с ветеранами "Динамо" совершали поездку по Дальнему Востоку. Приехали в Комсомольск-на-Амуре, местное начальство попросило нас посетить тюрьму, где в сталинские времена сидели многие известные люди. Зашли на территорию, заключенные обомлели, увидев живого Мальцева. Нам показали специальный отсек, где содержатся наркоманы, относительно молодые, но насквозь больные ребята. Их жизнь прошла в плену дурмана, казалось бы, что им до хоккея? Проходим мимо, а в спину вслед раздается нарастающий гул - смотрите, да это же Мальцев!"
"Лишь в одну команду мы верим. Только Мальцев - только "Динамо". Это припев самой знаменитой кричалки динамовских хоккейных фанатов. Для болельщиков "Динамо" Александр Мальцев, как и великий Лев Яшин, - "наше все". Мальцев не особо жалует сегодняшний хоккей, из которого, по его словам, "пропала изюминка". Но когда он появляется в "Лужниках", а диктор Валентин Валентинов торжественно объявляет: "На матче присутствует двукратный олимпийский чемпион Александр Николаевич Мальцев", все болельщики рукоплещут стоя. На глазах некоторых из них появляются слезы радости за великого Мастера. Гордости за страну. Тоски по элегии нашего хоккея.
В прошлом году в семье Мальцева случилось горе. После тяжелой болезни ушла из жизни его супруга Сусанна, с которой он счастливо прожил более 30 лет. Сын Мальцева, тоже Александр, не пошел по стопам отца. Выбрал математику, а не клюшку с шайбой, стал прекрасным программистом, подарив отцу внучку. 20 апреля Александра Мальцева от души поздравят в родном "Динамо", еще через несколько дней будут чествовать на матче ветеранов хоккея в родном Кирово-Чепецке, почетным гражданином которого он является. Раздадутся десятки звонков со всего света. Но, зная характер Мальцева, не сомневаюсь, что всей шумихе вокруг торжеств он, очень скромный человек, предпочел бы отдых на своей даче в ближайшем Подмосковье.
Между тем
Автор статьи готовит книгу об А.Н. Мальцеве. Желающим поделиться любопытной информацией из жизни хоккеиста, фотоснимками просьба направлять материалы с пометкой "Для М. Макарычева" по e-mail: sport@rg.ru или по адресу "РГ": 125993, ул. Правды, 24, ФГУ "Редакция "Российской газеты".