20 апреля в Женеве открывается Обзорная конференция по борьбе с расизмом
Накануне открытия Обзорной конференции по выполнению Дурбанской декларации и Программы действий по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью интервью "Российской газете" дал глава российской делегации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Александр Яковенко.
Российская газета: Александр Владимирович, 20 апреля в Женеве открывается Обзорная конференция по борьбе с расизмом. Вокруг нее уже несколько месяцев кипят политические страсти. Отказались участвовать Израиль и Канада, в раздумьях - США. Расколот Евросоюз, утверждают, что у Нидерландов и Дании все еще есть проблемы с проектом итогового документа. Российские СМИ уделяли этой теме почему-то очень мало внимания. Хотя в других странах к предстоящей обзорной конференции особое отношение. Почему?
Александр Яковенко: Актуальность конференции очевидна - сегодня в мире все еще не изжиты проявления расизма, ксенофобии и нетерпимости. Более того, эти пагубные явления приобретают новые формы и проявления буквально во всех сферах нашей жизни. Однако не все готовы это признавать и адекватно реагировать на эти новые вызовы. Разное отношение стран к этим явлениям сказалось и на их отношении к проведению конференции.
Кроме того, прошедшая в 2001 году в Дурбане Всемирная конференция по противодействию расизму, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости была омрачена тем, что ее покинули Израиль и США. Это было сделано из-за того, что в итоговых документах действия Израиля на оккупированных территориях якобы были охарактеризованы как расистская политика. Что не соответствует действительности: в межправительственном Дурбанском документе 2001 года содержится лишь призыв к обеим сторонам вернуться за стол переговоров.
Такая ситуация и предопределила отказ Израиля и Канады принять участие в подготовительном процессе обзорной конференции, который начался почти два года назад.
РГ: В чем основная проблема у ряда западноевропейских стран?
Яковенко: Здесь трудно говорить о какой-то одной основной проблеме. Для западноевропейских стран эта проблема имеет комплексный характер. Во многом это связано с процессами глобализации, которые, например, привели к массовому притоку мигрантов из развивающихся стран. В Европе сформировались устойчивые диаспоры лиц азиатского и африканского происхождения. В некоторых странах их количество исчисляется миллионами. Европа попросту оказалась не готова адекватно решать возникающие вопросы, обеспечивать без дискриминации интересы и права этих людей. За последнее десятилетие наблюдается резкое обострение ситуации.
Если говорить о конкретных примерах, то вы, наверное, помните так называемые карикатурные скандалы в Дании, которые привели к оскорблению чувств миллионов верующих мусульман, причем не только в Европе. Именно поэтому исламские страны выступают за то, чтобы итоговый документ обзорной конференции включал в себя положения, которые обеспечили бы уважение к исламу. Западные же страны рассматривают меры по предотвращению, запрету и искоренению такого подстрекательства к расовой и религиозной ненависти и насилию как посягательство на абсолютный характер свободы слова.
Поэтому в редакционной работе по итоговому документу усилия российского председательства были направлены в том числе и на поиск компромиссных развязок по данному вопросу.
РГ: Кстати, о российском председательстве. Почему обратились к России с предложением возглавить редакционную группу по выработке итогового документа предстоящей конференции?
Яковенко: Разногласия в подходах к данной проблематике были настолько велики, что, откровенно говоря, мало кто верил, что у конференции есть какие-то шансы на успех, что в результате переговоров удастся выйти на приемлемый для всех итоговый документ. Ряд стран отказались возглавить работу редакционной группы, рассмотрев этот вопрос на политическом уровне. После обращения к нам Верховного комиссара ООН по правам человека и с учетом позитивного опыта участия России в подготовке и работе Дурбанской конференции в 2001 году с нашей стороны было принято положительное решение. И, как видите, сегодня можно говорить о результате нашей работы, который устраивает всех. Далось это, конечно, непросто. На протяжении последних нескольких месяцев переговоры и консультации в различных форматах велись практически в круглосуточном режиме и не только в Женеве, но и в столицах многих других государств.
РГ: Насколько крепкого согласия удалось достигнуть?
Яковенко: Компромисс очень хрупок. В основе документа лежит тонко выверенный баланс компромиссных формулировок. Хотелось бы напомнить, что в результате переговоров многие государства, а также политические блоки пошли на серьезные уступки. Из текста была исключена ближневосточная тематика. Ряд западноевропейских стран также пошли на компромисс по ряду положений.
РГ: А если, например, западноевропейские страны откажутся уже на самой конференции от компромисса и не будут участвовать?
Яковенко: Сейчас нужно исходить из того, что вчера вечером Подготовительный комитет на своем последнем заседании без обсуждения направил новую редакцию проекта итогового документа на рассмотрение и одобрение обзорной конференции.
РГ: Почему эта конференция столь важна?
Яковенко: С момента принятия декларации и программы действий в Дурбане прошло почти восемь лет. К сожалению, мы не можем сказать, что за прошедшее время проблема борьбы с расизмом, особенно его современными формами, стала менее актуальной, а число таких случаев пошло на убыль.
Так, в ряде стран продолжает набирать обороты политика дискриминации меньшинств, в том числе этнических и языковых. Приходится констатировать, что такая политика уже приобрела системный характер во всех сферах жизни общества - в быту, труде, образовании, языке. И все это происходит в странах, которые причисляют себя к категории "демократических".
У нас продолжает также вызывать обеспокоенность беспрецедентный рост неофашистских и неонацистских настроений, попытки найти оправдание преступлениям фашизма, которые осудил Нюрнбергский трибунал.
Сейчас как никогда важно, чтобы все государства ощутили свою ответственность за дальнейшее развитие событий и проявили необходимую политическую волю не только для достижения взаимоприемлемых решений, но и их воплощения в жизнь.