Москва девятый год подряд отмечает Дни культурного наследия. Вот и в минувшую субботу, 18 апреля, бесплатно работали все городские музеи и выставочные галереи.
Для свободного посещения было открыто свыше 100 памятников истории и культуры. Среди них - отреставрированная Марфо-Мариинская обитель, Дом Лобанова-Ростовского, Дом Пашкова, Клуб Дорхимзавода... Традиционно распахнули двери посольства иностранных государств, в том числе Бельгии, Исландии, Египта, Танзании, Дом приемов МИДа. На экскурсию сюда предварительно записались более 8 тысяч человек.
Настоящим событием стала открывшаяся в этот день выставка "Москва в стиле модерн", посвященная 150-летию со дня рождения выдающегося архитектора Федора Шехтеля. Особняк Дерожинской, где разместилась экспозиция, впервые открыт для всеобщего обозрения. Его на время реставрации покинуло посольство Австралии. Ничто теперь не мешает рассмотреть удивительные интерьеры. В холле - гигантское окно высотой в 2-3 этажа, камин, много света, дубовый потолок, при этом человеку здесь тепло и уютно.
- Шехтель - мой самый любимый архитектор, - признался на открытии выставки Валерий Шевчук, руководитель Москомнаследия. - В городском реестре значится более 60 зданий-памятников, построенных по его проектам. Но некоторые, как выяснилось, не имеют статуса охраняемого объекта. К лету мы обязательно исправим эту ситуацию и поставим их на охрану.
Особняк в Кропоткинском переулке Федор Осипович (настоящее имя - Франц - он из поволжских немцев) построил для Александры Дерожинской - единственной наследницы владельца Товарищества мануфактур Ивана Бутикова. В 16 лет ее выдали замуж за Павла Рябушинского, чей особняк (потом в нем жил Максим Горький) тоже спроектирован Шехтелем. Жене хотелось не хуже... После революции сюда въехал Наркомпрос с Надеждой Крупской, потом была гостиница для деятелей Коминтерна...
Почетными гостями выставки стали потомки Шехтеля - правнуки и праправнуки. Один из них - Федор Ращевский, тоже архитектор. Он привез из дома для выставки старинный дубовый стол, за которым работал Шехтель, его стул, шкаф, домашнюю иконку... Мало что осталось наследникам от прадеда. Он построил для своей семьи (у него было трое детей) два особняка - в Ермолаевском переулке (теперь посольство Уругвая) и на Большой Садовой, 4. Их забрала революционная власть. Семью уплотняли до тех пор, пока она не оказалась в "коммуналке"... Но Шехтель не захотел никуда уезжать: "Здесь все мои детища". Умер он в 1926 году. И долгие годы "король русского модернизма" считался в своей стране "одиозной фигурой", а теперь его особняки стали памятниками. Но при этом ни в одном их них не находится места для музея Шехтеля. С 90-х годов наследники пишут письма во все инстанции: помогите открыть музей - и безрезультатно. Фондам тоже хочется жить в особняках Шехтеля. Кстати, в семье даже сохранилась купчая на землю, где Федор Осипович построил свой первый дом...
Кстати
Выставка в особняке Дерожинской (Кропоткинский пер., д. 13) будет работать до 2 мая, с 10.00 до 18.00.