20.04.2009 01:00
Культура

Александр Скляр представит новую программу "Концерт Сарасанте"

Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4892)
Читать на сайте RG.RU

Александр Ф. Скляр представит сегодня новую программу по песням, письмам и мемуарам певца и поэта

Рок-музыкант Скляр поет надтреснутым, очень драматичным голосом, кажется, что и вокал такой у него от сотни выкуренных сигарет и непридуманных переживаний. Поэтому на его премьеру "Концерт Сарасанте" в Театральный Центр имени Мейерхольда придут и театралы, и любители рока.

Российская газета: Вы давно и успешно поете Вертинского на концертах, записываете альбомы его песен. Стоило ли менять привычки и рисковать - ведь теперь вы играете уже концерт-спектакль, между песнями читая отрывки из дневников и писем Вертинского?!

Александр Ф.Скляр: Это случилось, наверное, оттого, что Вертинского я всегда воспринимал не просто как певца и поэта, а как отдельный мифологический пласт. Я прочел практически все, что было им опубликовано, его дневники, письма, воспоминания. И мне захотелось подать Александра Николаевича как творческую личность, очень важную для российского культурного контекста ХХ века. Я уверен в том, что многие его песни абсолютно актуальны в наше время, в веке XXI. Равно как и мысли, которые Вертинский высказывал в письмах и дневниках

РГ: Например?

Скляр: Он считал, что артист должен постоянно концертно работать. Пока жив и в силах - он не имеет права останавливаться и подводить итоги. После того как Вертинский возвратился в Россию, за отпущенные ему десять лет он дал более трех тысяч концертов, исколесив при этом вдоль и поперек всю страну. Такого напряженного концертного графика, я думаю, не было ни у одного из действующих отечественных артистов. А ведь тогда сольным концертом считалось полуторачасовое выступление, два отделения по 45 минут, и ни о каких фонограммах, понятно, не было и речи.

РГ: А вам никогда не казалось, что собственный поворот к Вертинскому - это измена однажды выбранному пути? У вас же была репутация: Скляр-боец, Скляр-рокер! И вдруг - Серебряный век, декадентство... Наверняка же потеряли часть аудитории, когда в конце 90-х после ударного альбома "Домой!" вдруг выдали Вертинского.

Скляр: Кого-то потерял, а кого-то, может, и приобрел. Знаете, когда я заинтересовался Вертинским, даже не задумывался над тем, что- это декадентство... Вся поэзия Серебряного века - Гумилев, Северянин, Маяковский, Блок, Вертинский, Рембо, Верлен, Аполлинер - это все мой базис, это то, на чем я делал себя как человека, рифмующего слова. Если кто-то из них - представитель декадент ства, значит, невольно декадент ство во мне присутствовало. Но я не согласен, что Вертинский - глашатай декадентства. Большой поэт не может быть глашатаем одного направления. И Вертинский не декадент, а большой поэт, к тому же еще и уникальный, поэт поющий. В этом смысле он сродни Высоцкому. Но между ними лежит огромное количество не певших поэтов, которых я мечтал бы услышать, хотя бы даже просто услышать голос, потому что как они читали свои стихи - это уже музыка. Так что не удивляйтесь, если через какое-то время я выпущу альбом, связанный с творчеством Маяковского. Это может быть странно только внешне - для меня это совершенно не странно.

РГ: Вы однажды даже сказали, что считаете Александра Николаевича вполне себе рок-музыкантом...

Скляр: По крайней мере, его можно смело назвать предвозвестником рок-музыки в ее российском варианте. У нас считается, что на эту роль больше подходит Высоцкий, но я думаю, что правильнее будет назвать все-таки Вертинского.

РГ: Вертинский в вашем исполнении обычно звучит в акустических вариантах, под гитару или фортепьяно. А сами выходите в галстуке-бабочке, эдакий франт. Поете в сопровождении чопорного классического струнного квартета. А не пробовали сыграть что-то и с группой?

Скляр: Вертинского, с его знаменитыми паузами и остановками, очень трудно исполнить с рок-группой. Пока я попробовал сделать это лишь однажды, когда записал для альбома "Город Х" песню "Джонни". Но ведь я и не собираюсь заканчивать свое восхождение к Вертинскому! Так что еще посмотрим...

Музыка